Статья Трофимова Е.Н., д.полит.н., первого проректора РМАТ в газете "Российские Вести"
Развитие туризма будет серьезно содействовать экономическому развитию страны. В настоящее время Президент и Правительство России уделяют повышенное внимание развитию туризма в стране, который в результате намечаемых мер должен получить новый импульс в рамках Концепции Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 гг.)».
Особое внимание руководители страны уделяют Северокавказскому региону. Помимо подготовки инфраструктуры для зимних Олимпийских игр 2014 г. Правительством заявлен план создания пяти курортов в отдельных высокогорных селениях, расположенных по линии горного хребта Кавказа с востока на запад: Лаго-Наки в Краснодарском крае и Адыгее, Архыз в Карачаево-Черкесской Республике, гора Эльбрус в Кабардино-Балкарии, Мамисон в Северной Осетии — Алании, Матлас в Дагестане. Общий объем средств для создания курортов на территории выбранных пилотных площадок составляет 451,4 млрд руб. Планируется строительство соответствующих объектов инфраструктуры, в т.ч. 13 отдельных поселений, более 1000 км горнолыжных трасс, 200 подъемников, 213 гостиниц от 3 до 5 звезд, 3375 жилых домов, более 2250 коттеджей для приема более чем 80 тыс. гостей. Заслуживает внимания и создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Джейрахская» на территории Республики Ингушетия.
С одной стороны, эти планы внушают оптимизм, однако очевидно, что далеко не все резервы государства вовлечены в этот многоплановый процесс. Ведь именно туризм играет важную роль в создании дополнительных рабочих мест, росте занятости экономически активного населения, создании условий для здорового образа жизни. При этом для экономики страны особенно важен въездной туризм.
Россию в 2009 г. посетило 21,3 млн иностранных граждан, из которых только 15% прибыли с туристскими целями. Нетрудно подсчитать, что это порядка 3,2 млн человек. Доля туризма в ВВП страны невысока и составляет лишь 2,5%. Ясно также, что наши возможности много шире. Приезд в Россию 4–5 туристов из-за рубежа равноценен созданию одного рабочего места. То есть удвоение числа въезжающих в Россию туристов может принести до 1 млн рабочих мест. Минспорттуризм не считает это пределом: в более отдаленной перспективе Россия может принять до 40 млн зарубежных туристов. Нетрудно посчитать, какие доходы принесет этот турпоток. Но для этого нужно много и планомерно работать.
Развитие внутреннего туризма очень важно для российских регионов: приезжающие оставляют свои деньги в регионе, подпитывая его материально, в данном случае происходит перераспределение средств внутри страны. В случае же расширения въездного туризма речь идет о широком инвестировании средств в экономику РФ из-за рубежа и о приумножении нашего национального богатства, что способствует планам модернизации в целом. Более того, расширение въездного туризма будет содействовать ускорению инкорпорирования России в мировое и европейское экономическое и культурное пространство, росту знаний о нашей стране в мире и подъему ее авторитета.
Дать толчок въездному туризму могли бы мотивация деятельности частных инвесторов, создание туристских кластеров и расширение инфраструктуры туризма, повышение безопасности и качества обслуживания клиентов, решение технологических и модернизационных проблем, транспортных проблем (строительство дорог, аэропортов, линий связи, организация чартерных перевозок, создание мощной конкуренции среди перевозчиков, что обеспечит понижение тарифов), решение проблем пересечения границ. Это и вложение денег в продвижение отечественных турпродуктов за рубеж, и формирование атмосферы гостеприимства.
При этом главным источником финансирования Программы должны стать внебюджетные средства — это 2/3 от общего объема финансирования. Здесь кроется важный правовой вопрос: какое место донорские структуры займут в туристской сфере.
Еще один важнейший аспект въездного туризма, какие бы средства на него ни выделялись, — это кластерный подход. Иными словами, умение сконцентрировать в рамках ограниченной территории все средства на продвижение, разработку и продажу целостного туристского продукта, а не такого, что бы в нем не доставало чего-то важного.
Россия должна использовать и некоторые свои естественные преимущества, например, фактор своей многоэтничности, что сделает отдых в нашей стране неповторимым и многообразным. Наша страна — одно из самых многонациональных и многоконфессиональных государств мира, на ее территории находится большое количество памятников культуры православия, ислама, иудаизма, буддизма — всех традиционных конфессий. Например, чем наши новые горнолыжные курорты на Северном Кавказе будут отличаться от соответствующих курортов за рубежом? Поскольку они строятся в национальных республиках, то именно национальным колоритом, кухней, знакомством с культурой и искусством местных народов. И пусть республики соревнуются в привлечении гостей. Тогда гости лучше запомнят эти курорты, порекомендуют их друзьям и знакомым.
«Русское» направление туризма достаточно широко представлено в нашей стране масштабными брендами «Золотое кольцо», Москва, С.-Петербург. Необходимо искать иные, национальные дестинации, делать их соответствующими туристскими брендами. Сейчас предметно работают над этим направлением Республика Татарстан, Бурятия, Карелия, Республика Алтай и др. И в этом процессе инициатива должна исходить прежде всего снизу, а преимущества получать те национально-территориальные образования, которые активно над этим работают. Так, например, Республика Алтай вошла в особую экономическую зону туристско-рекреационного типа, недавно ее правительство утвердило программу развития туризма на ближайшие 15 лет, в течение которых запланировано израсходовать на развитие туризма в Горном Алтае 27 млрд руб., из них более 18,5 млрд руб. из внебюджетных источников финансирования.
Проведение в г.Сочи зимних Олимпийских игр 2014 г., очевидно, еще больше актуализирует отдых на Северном Кавказе. При этом особенно важно то, что во время Игр десятки тысяч гостей России смогут познакомиться с туристским потенциалом Северного Кавказа. Создаваемая на период проведения Олимпийских игр инфраструктура позволит и дальше проводить в Сочи соревнования мирового уровня.
Конечно, на пути развития туризма в Сочи еще немало проблем. На чем будет сделан акцент: на элитном или дорогом виде отдыха или же на доступном для широких слоев населения России и других стран мира? Во втором случае перспектив у туризма будет больше. Возможно сочетание первого и второго вариантов, но ясно одно — туризм здесь должен стать достаточно доступным и качественным. Вообще же стоит серьезно подумать о ценах на туристский продукт (сегодня они явно завышены), что делает въездной туризм для нас неконкурентоспособным, и, конечно, менять кредитные инструменты.
Опыт показывает, что в России нет ни одного региона, который не мог бы работать на въездной туризм. Взять, допустим, северные территории, на которых проживают коренные малочисленные народы. На американскую Аляску приезжает туристов в два раза больше, чем собственно население Аляски. И очень недальновидно нам отказаться от конкуренции с американцами в этом вопросе.
В советское время популярностью пользовались летние теплоходные маршруты по нашим великим северным рекам — Оби, Енисею и Лене. Во время поездки отдыхающие могли подняться по реке выше полярного круга. Вполне можно было бы возродить эти маршруты. Красота природы и самобытность проживающих здесь народов станут в будущем притягательной силой для многих тысяч туристов. Сейчас опять в моде организация поездок туристов на атомном ледоколе к Северному полюсу. Понятно, что технологически это сложное мероприятие и в нем важна мотивация инвесторов.
Огромную значимость для въездного туризма играет создание атмосферы гостеприимства, а точнее, подготовка грамотных квалифицированных кадров мирового уровня. Сегодня степень координации усилий турбизнеса, туриндустрии и образовательных структур невысока. Однако такого взаимодействия пока не наблюдается.
Получивший высшее туристское образование специалист не находит себе места в отрасли, уходит в другую сферу и с высокой долей вероятности уже не вернется в туризм. Нет запросов по отдельным специальностям туристского профиля. Только сейчас стали говорить, что у нас достаточно специалистов с высшим образованием, но ощущается острая нехватка специалистов со средним специальным образованием. В принципе инвесторы должны проплачивать подготовку необходимых им специалистов, а для вузов — создаваться банки данных по учету требуемых специальностей.
Второй аспект образования — это его качество, а точнее выход на мировой уровень образования. Российская международная академия туризма перешла на мировые стандарты подготовки специалистов и работает по соответствующим программам. Подавляющее большинство студентов Академии проходит производственную практику в туристской сфере Греции, Турции, Кипра, Франции, США и некоторых других стран. Выпускники получают признанные мировым сообществом дипломы об образовании. То есть идет подготовка специалистов, ничем не отличающихся от специалистов развитых стран мира. Но это еще не стало всеобщей практикой. Пока же международно признанный диплом дает выпускнику подстраховочную возможность найти работу за рубежом. Это неправильно: его должны ждать здесь, в России.
Задачи, которые ставит руководство страны — войти к 2020 г. в первую десятку самых популярных среди туристов стран, могут решаться только комплексно, иначе одеяло можно перетянуть совсем не в ту сторону.
Автор – Евгений Трофимов, доктор политических наук, первый проректор Российской международной академии туризма
Источник: Газета «Российские вести» - Политический еженедельник. 31 октября - 8 ноября. №(32)2024