На главнуюНапишите намПоискКарта сайтаEnglish
AAA

НОВОСТИ АКАДЕМИИ 

06.11.2019
В журнале "Этносоциум" вышла статья ректора РМАТ Е.Н. Трофимова "Северный Кавказ: этнотуризм и социальные коммуникации"


Трофимов Е.Н.
Доктор политических наук,
ректор Российской международной
академии туризма

Северный Кавказ: этнотуризм и социальные коммуникации

Северный Кавказ1 является одним из тех регионов России, где социально-экономическая ситуация непростая, с достаточно высоким уровнем безработицы, что ставит перед руководителями расположенных там субъектов федерации первоочередные задачи экономического подъема. Учитывая имеющиеся в регионе ресурсы, именно туризм видится многими местными руководителями той палочкой-выручалочкой, которая поможет выйти из депрессивной фазы на путь устойчивого развития, выполнить поставленные задачи, и по мере решать важные социально-экономические проблемы, связанные с созданием новых рабочих мест, активизацией трудовой активности, расширением производственных промыслов, развитием инфраструктуры - транспорта и связи.

Постановка стратегических ориентиров

Практически все руководители северокавказских регионов подчеркивают важность туризма для своей внутренней жизни. Так, глава Чечни Рамзан Кадыров назвал туризм «одним из локомотивов стратегического развития Чечни»2, который будет способствовать росту инвестиций в ее экономику. И уже на этом поприще сделал немало: турпоток в республику за последние 5 лет вырос с 20 до 90 тыс. человек в год, а в 2019 г. планируется преодолеть 100-тысячную отметку. «Мы практически заново поставили туризм на ноги, - заявил он. - Отреставрировали и открыли для посещений уникальные объекты исторического наследия (древние башни), построили современные развлекательные центры3. При этом большое внимание уделяется созданию горнолыжных баз и курортов. Узким же звеном руководства Республики считается недостаточное финансирование туристических программ из центра.

Развитию туризма придается огромное значение в Республике Дагестан (РД). Местные эксперты видят огромные перспективы именно в этой области, считая, что туризм в Республике должен стать важной частью экономики, способной принимать до 1 млн. туристов ежегодно, приносить ей до 6 млрд. долл. в год и создать до 100 тыс. рабочих мест4. В обоснование концепций закладывается следующая идея: исторически через территорию РД проходил «Великий шелковый путь», а на сегодня на территории Дагестана находится более 6 тыс. исторических памятников. Сюда следует приплюсовать наличие богатых геотермальных источников, минеральных вод, горных склонов и песчаных пляжей. Руководство РД уделяет туризму пристальное внимание. Так, ее глава Владимир Васильев отмечал: «Нужно создавать современные, высокоэффективные курортные пространства, удовлетворяющие потребности не только наших жителей, но и самые высокие требования россиян. Уверен, мы можем организовать постоянное посещение республики россиянами в межсезонье и загрузить наш гостиничный бизнес и сферу обслуживания»5.

Во всех республиках существуют свои стратегии развития и программы по развитию туризма, находящиеся в той или иной стадии реализации. Так в известной своими минеральными водами и горными склонами Кабардино-Балкарии реализуется государственная программа «Развитие туристско-рекреационного комплекса КБР» с изменениями от 27 мая 2019 г. Ее приоритетами являются реализация комплекса мер по выводу отрасли на совершенно новый качественный уровень, создание высоко-эффективной туристско-рекреационной сферы, позволяющей ежегодно принимать на отдых, лечение и оздоровление более 625 тыс. туристов и отдыхающих6.

В Карачаево-Черкесии, известной такими горнолыжными курортами как Архыз, Домбай, целебными источниками, также утверждена государственная программа «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016 - 2020 гг.», в частности, предусматривающая взаимодействие молодежи (тематические слеты, лагери, фестивали, научно-практические и бизнес-конференции, дискуссионные клубы, молодежные обмены) и делающая ставку на вовлечение молодежи в инновационные международные проекты в сфере образования, науки, культуры, технологий, в международные творческие, научные и спортивные объединения7.

Во многих программах не только определяются тенденции и перспективы развития туризма, но и ставятся проблемы - обозначаются узкие места, нерешенные вопросы. Так применительно к Кабардино-Балкарии отмечается, что туристской отраслью фактически остаются невостребованными культурно-исторические, архитектурные, этнографические ресурсы. Данные ресурсы имеют не столь малый потенциал, чтобы ими пренебречь, и могут выступить серьезным дополнением к природным туристским ресурсам, повысив конкурентоспособность туристского предложения8.

Туризм называется узловой проблемой развития Ингушетии, где действует государственная программа «Развитие туризма», во главу угла которой ставится такая проблема как формирование положительного имиджа Республики Ингушетия как туристского региона на внутреннем и международном туристских рынках. Эта программа предусматривает рекламно-информационное обеспечение продвижения туристского продукта Республики Ингушетия на внутреннем и международном туристских рынках9.

В Республике Северная Осетия-Алания запущена в действие госпрограмма «Развитие туристско-рекреационного комплекса» на 2014 - 2020 гг., в которой среди наиболее приоритетных задач видится поощрение въездного туризма. Обозначены основные проблемы, требующие своего решения Среди них:
- неблагоприятный имидж Северного Кавказа в целом, формирующийся, в значительной степени, под влиянием СМИ;
- невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, отсутствие готовых инвестиционных площадок, наличие административных барьеров;

- недостаточно развитая туристская инфраструктура, малое количество средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта;
- недостаточная реклама туристских возможностей республики10.

Существуют документы, призванные дать толчок и увязать республиканские программы в единый кластер. Например, постановление Правительства Российской Федерации 833 от 14 октября 2010 г. «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея». Правительство постановило в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея в соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» создать без проведения конкурса по отбору заявок на земельных участках, определяемых соглашением о создании туристско-рекреационной особой экономической зоны:
- туристско-рекреационную особую экономическую зону на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики;
- туристско-рекреационную особую экономическую зону на территории Апшеронского района Краснодарского края;
- туристско-рекреационную особую экономическую зону на территории Майкопского района Республики Адыгея;
- туристско-рекреационную особую экономическую зону на территории Черекского, Чегемского, Эльбрусского районов Кабардино-Балкарской Республики;
- туристско-рекреационную особую экономическую зону на территории Алагирского и Ирафского районов Республики Северная Осетия - Алания;
- туристско-рекреационную особую экономическую зону на территории Хунзахского района Республики Дагестан11.

Во многих программных документах признается, что для решения сто-ящих перед республиками проблем предстоит немало сделать. Прежде всего - надо улучшать имидж республик. Второе направление - совершенствовать маркетинг и продвижение своих турпродуктов на рынке. Третье - наращивать туристические возможности республик.

Думается, этого краткого обзора региональных программ достаточно, чтобы сделать некоторые выводы.

Во-первых, сегодня, и это уже определено точно, именно въездной туризм становится доминантой развития туризма в северокавказских республиках.

Во-вторых, открывая новые или поддерживая уже имеющиеся направления туристской деятельности, например, создание и совершенствование горнолыжных курортов или бальнеологических лечебниц, местные организаторы должны задумываться над тем, чем их туристические объекты будут привлекательны в условиях довольно жесткой конкуренции и современных взглядов на качество обслуживания.

В-третьих, организовать устойчивые связи с потребителями их услуг и постоянно поддерживать их интерес и внимание к себе.

Этнотуризм как ключевое звено туристической деятельности

И здесь этнотуризм может и должен сыграть роль своего рода катали-затора. Примечательно, но практически во всех программах по развитию туризма отмечается что главным достоинством той или иной республики в сфере туризма является народ. И это верно, поскольку народ олицетворяет собой и гостеприимство, самобытную культуру и народный эпос который должен стать своего рода изюминкой для приезжающих. Думается, что именно этнографический туризм способен придать особый шарм данному региону12.

В свое время мы достаточно подробно разбирали достоинства и особенности этнотуризма на Северном Кавказе Поэтому коснусь их лишь вкратце. Если дать определение этому явлению, то полнее он называется этнографическим туризмом и является важной составной частью туризма культурно-познавательного. Согласно расхожему определению, этно-туризм - важная часть туризма, связанная этническими, языковыми и культурными составляющими13.

Этнический туризм необязательно должен быть основным видом туризма для северокавказских республик, но лучше будет, если он в той или иной степени будет присутствовать во всех остальных практикуемых и развиваемых видах туризма. Тогда поездки на Северный Кавказ станут незабываемыми и будут побуждать людей вновь и вновь приезжать туда, посещая еще и соседние республики.
Подспудно он будет решать и общегосударственную задачу знакомить народы России с жизнью, культурой и бытом других ее народов - вещь, которую следует постоянно культивировать.

При этом инициатива в развитии этнотуризма в большей степени должна исходить не из федерального центра, а от представителей национально-территориальных образований и объединений граждан14. Но и первый не должен быть инертным в этих вопросах. А заинтересовать туриста, отдыхающего, безусловно, есть чем. Это и памятники старины, уникальные старинные крепости, сторожевые башни, склепы и различные мавзолеи. Все это ценность субъектов Российской Федерации и народов, проживающих там.
Роль социальных коммуникаций

Огромную роль в развитии туризма в северокавказских республиках должны сыграть социальные коммуникации, прежде всего, с ближайшими краями и областями РФ, поскольку именно их жители могут стать потенциальными потребителями туристических услуг. Социальные коммуникации - понятие достаточно широкое, под ними понимаются наличие и поддержание самых широких горизонтальных общественных связей между субъектами федерации, разного рода обществами и сообществами этих субъектов и не только в плане торговли и бизнеса, что достаточно активно налаживается за последние годы, а также в сферах культуры, искусства, науки, образования, в том числе и туристической деятельности.

В настоящее время многие северокавказские республики практикуют установление хозяйственных, производственных и иных связей с другими регионами Российской Федерации. Так, по некоторым подсчетам, один только Дагестан имеет порядка 150 заключенных соглашений и договоров с разными краями, областями и республиками РФ, касающихся разных сфер жизнедеятельности, - всего с 48 субъектами федерации15.

В основном эти договора и соглашения касаются экономического и научно-технического сотрудничества и действуют с разной степенью интенсивности. Заключаются соглашения, носящие более широкий характер. Примером тому - Соглашение 2017 г. между Республикой Крым и Республикой Ингушетия о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве. Документ призван содействовать расширению контактов в самых разных областях - в экономике, социальной сфере, образовании, здравоохранении, культуре, в том числе и в сфере туризма. Кроме того, руководитель Крыма С.Аксёнов и глава Карачаево-Черкесии Р. Темрезов подписали дополнительное соглашение к Соглашению между Республикой Крым и Карачаево-Черкесской Республикой о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве16. Но если туризм признается бюджето-образующей отраслью экономики, то такого рода соглашения должны заключаться применительно к туристической, а также лечебно-оздоровительной сферам.

Важной частью социальных коммуникаций - разнообразных по форме и содержанию - должны, конечно, лежать политические коммуникации - встречи, переговоры, соглашения, обмены между руководителями регионов. Так, эксперт по коммуникациям Д. Джантеева, очевидно, придает политическим коммуникациям более широкий контекст. По ее пониманию, политические коммуникации состоят в обмене, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь, средство связи любых объектов материального и духовного мира, передачу и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него17.

Политические коммуникации с соседними субъектами федерации, несомненно, важны, поскольку главам субъектов на взаимных встречах легче запустить процессы взаимодействия. Но такие соглашения между руководителями могут оказаться не жизненными, если они не приведут в действие более широкий круг иных социальных коммуникаций.

Например, руководитель одной из центральных областей России мог бы договориться с руководителем северокавказской республики о взаимодействии в сфере оздоровления населения, сотрудничестве расположенных там предприятий и хозяйственных структур с санаториями и базами отдыха в соответствующей северокавказской республике. Они же могли бы договориться и о развитии многоплановых культурных связей. Понятно, что такая инициатива получила бы широкое освещение в средствах массовой информации. Полезен и интересен был бы рассказ о здравницах, о специфике лечения и оздоровления воздухом, травами, минеральной водой, грязями и пр. Равно как и экскурсы в историю искусства, архитектуры.

Горизонтальные кооперационные связи между субъектами федерации играют огромную роль, как в экономическом взаимодействии, так и в деле развития туризма. Более того, они служат той сцепкой, которая цементирует саму федерацию, превращая ее в единое целое, один организм. В свое время российский эксперт по балканским делам Е. Пономарева подметила одну из самых главных причин распада Югославии. Она состояла в том, что югославские республики, получив право на экономическую самостоятельность, бросились развивать связи с зарубежьем в ущерб развитию связей с соседними республиками.

Для России, в которой проживают 193 народа именно развитие внутреннего туризма, дружбы народов, гармонизации отношений будет способствовать укреплению государства.

В этом важную роль играют средства массовой информации. Это и продвижение туристического продукта за пределы своего региона, это и ознакомление с культурой, традициями и бытом представителей других народов. Причем, по справедливой оценке Д. Джантеевой, на современном этапе более эффективной работой может стать работа через электронные СМИ, через популярные местные каналы телевидения и радиовещания. Республики вполне могли бы активизировать свою деятельность на телеканалах соседних российских краев и областей посредством организации передач, рассказывающих о своей культуре, традициях, обычаях и нравах, местах отдыха и иных достоинствах своей территории.

В деле развития этнотуризма и в системе горизонтальных связей представляется важным задействовать помимо правительственных учреждений и властных структур производственные предприятия, работники которых нуждаются в оздоровлении, исследовательские центры, учреждения науки, культуры и образования (школы, колледжи, институты), общественные организации, творческие союзы, спортивные и профессиональные организации, союзы и объединения, медицинские учреждения. В проведении выездных совещаний, научных конференций, семинаров, симпозиумов, слетов, тренингов, как правило, задействуется этнотуризм, иначе не имеет смысла делать их выездными.

Думаю, полезно воспользоваться и былым советским опытом. Например, в г.Кисловодске в свое время союзные республики и их крупнейшие структуры строили свои санатории. Так, там появились санатории «Украина», «Казахстан», «Узбекистан» и пр. Республики Северного Кавказа могли бы прочнее привязывать к себе потенциальных партнеров из числа российских краев и областей, если бы предоставляли им земельные участки для строительства своих лечебно-оздоровительных объектов, баз для отдыха и туризма.

Еще более важным и перспективным делом представляется организация детского отдыха, особенно в летние каникулы. Известно, что детские впечатления являются самыми сильными и запоминающимися на всю оставшуюся жизнь. Это еще и даст волю разного рода соревнованиям, конкурсам, викторинам, освоению не только спортивного, художественного, но даже производственного мастерства. Поэтому приезд на Северный Кавказ детей из российских регионов, их знакомство с культурой и бытом населяющих его народов послужит хорошей базой для будущего благополучия и взаимопонимания народов России между собой.

И в заключение, учитывая практикуемый ныне кластерный подход к развитию туризма, необходима кооперация самих республик в деле ор-ганизации местных экскурсионных поездок. Когда отдыхающие в одной республике, могли бы съездить в соседнюю республику, чтобы ознакомиться с ее достопримечательностями.

Список литературы:
1. Рамзан Кадыров: Туризм станет одним из локомотивов развития экономики Чечни, 6 августа 2013 г. // URL: https://tass.ru/ arhiv/569183
2. Рамзан Кадыров провел совещание по вопросам развития туризма. 7 марта 2018 г.
3. Перспективы развития туризма в Республике Дагестан // URL: https://studbooks.net/646546/turizm/perspektivy_razvitiya_ turizma_respublike_dagestan
4. Перспективы развития туризма в Дагестане обсудили на совещании под руководством Владимира Васильева, 16 апреля 2019 г. // URL: https://www.riadagestan.ru/news/president/perspektivy_razvitiya_turizma_v_dagestane_obsudili_na_soveshchanii_ pod_rukovodstvom_vladimira_vasileva/
5. Трофимов Е.Н. Развитие этнографического туризма для возрождения и сохранения этнокультурного наследия// Кварталь- новские научные чтения. Научный альманах. - М: Логос, 2014. С. 9-18.
6. Тенденции межрегиональной и международной интеграции на Северном Кавказе // URL https//studwood.ru/1438845/ ekonomika/tendentsii_mezhregionalnoy_mezhdunarodnoy_integratsii_severnom_kavkaze
7. http://politika-crimea.ru/a/230-aksenov-sergej-valerevich-dose/30422-sergej-aksjonov-podpisal-ryad-dokumentov-o-sotrud- nichestve-s-sub-ektami-severo-kavkazskogo-federalnogo-okruga
8. Джантеева Д.С. политико-коммуникативные процессы в полиэтничном регионе. - Карачаевск: Карачаево-черкесский го-суниверситет им. У.Д. Алиева, 2016. 14 с.
9. https://ru.wikipedia.org/wiki
10. http://docs.cntd.ru/document/460131224
11. http://docs.cntd.ru/document/422402870
12. https://studwood.ru/1142737/turizm/tendentsii_perspektivy_razvitiya_turizma_ kabardino_balkarskoy_respublike
13. https://chechnyatoday.com/content/view/312144
14. http://docs.cntd.ru/document/422402778
15. http://docs.cntd.ru/document/460229831
16. https://rg.ru/2010/10/19/turizm-dok.html
17. Сулейманова Ш.С., Рябова Е.Л. Миграционные процессы и межнациональные межконфессиональные отношения в России: взаимовлияние и роль СМИ // Этносоциум и межнациональная культурам. 2016. № 2 (92). С. 9-20.
18. Колесникова Н.А., Рябова Е.Л. Гражданское общество в современной России: Монография. - М.: Этносоциум, 2016. 266 с.
19. Бормотова Т.М. Никитина И.Э. Проблемы сближения национальных законодательств стран-членов Евросоюза в вопросах миграционной политики // Этносоциум и межнациональная культура. 2016. № 1 (91). С. 51-54.

20. Абдулатипов Р.Г., Михайлов В.А. Россия в XXI веке: общенациональный ответ на национальный вопрос: Монография. - М.: Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2009.
21. Щупленков О.В. Казачье самоуправление - положительный опыт консенсуса центра и регионов // Альманах Казачество 2016. № 20. С. 40-50.
22. Протоиерей Димитрий Лескин, Русский мир: историческая миссия // Журнал «Межконфессиональная миссия» 2016. № 14. С. 6-13.
23. Пусько В.С. Российское общество и его идеология // Этносоциум и межнациональная культура. 2015. № 4 (82). С. 15-20.

Bibliography
1. Ramzan Kadyrov: Tourism will become one of the locomotives of the development of the Chechen economy, August 6, 2013 // URL: https://tass.ru/arhiv/569183
2. R Ramzan Kadyrov held a meeting on tourism development. March 7, 2018.
3. Prospects for the development of tourism in the Republic of Dagestan // URL: https://studbooks.net/646546/turizm/perspektivy_raz- vitiya_turizma_respublike_dagestan
4. The prospects for the development of tourism in Dagestan were discussed at a meeting led by Vladimir Vasiliev, April 16, 2019 // URL: https://www.riadagestan.ru/news/president/perspektivy_razvitiya_turizma_v_dagestane_obsudili_na_soveshchanii_pod_ru- kovimviravvodimvira
5. Trofimov E.N. The development of ethnographic tourism for the revival and preservation of ethnocultural heritage // Quarterly scientific readings. Scientific almanac. - M: Logos, 2014. Р. 9-18.
6. Trends in inter-regional and international integration in the North Caucasus // URL: https // URL: studwood.ru/1438845/ekonomi- ka/tendentsii_mezhregionalnoy_mezhdunarodnoy_integratsii_severnom_kavkaze
7. http://politika-crimea.ru/a/230-aksenov-sergej-valerevich-dose/30422-sergej-aksjonov-podpisal-ryad-dokumentov-o-sotrudnich- estve-s-sub-ektami-severo-kavkazskogo-federalnogo-okruga
8. Dzhanteeva D.S. political and communication processes in a multi-ethnic region. - Karachaevsk: Karachay-Cherkess State University. U.D. Aliyev, 2016. 14 р.
9. https://ru.wikipedia.org/wiki
10. http://docs.cntd.ru/document/460131224
11. http://docs.cntd.ru/document/422402870
12. https://studwood.ru/1142737/turizm/tendentsii_perspektivy_razvitiya_turizma_ kabardino_balkarskoy_respublike
13. https://chechnyatoday.com/content/view/312144
14. http://docs.cntd.ru/document/422402778
15. http://docs.cntd.ru/document/460229831
16. https://rg.ru/2010/10/19/turizm-dok.html
17. Suleymanov S.S., Ryabova E.L. Migration processes and ethnic-confessional relations in Russia: interaction and the role of the media // Etnosotsium and international culture. 2016. № 2 (92). P. 9-20.
18. Kolesnikova N.A., Ryabova E.L. Civil society in modern Russia: Monograph. - М.: Etnosotsium, 2016. 266 p.
19. Bormotova T.M. Nikitina I.E. Problems of convergence of national laws of European Union member states in matters of migration policy // Etnosotsium and international culture. 2016. № 1 (91). P. 51 - 54.
20. Abdullatipov R.G., Mikhailov V.A. Russia in the XXI century: a national response to the national question: Monograph. - M.: Inter-national Publishing Center “Etnosotsium", Moscow. 2009.
21. Shuplenkov O.V. Cossack self-government - a positive experience of consensus Center and Regions // Almanac Cossacks 2016. № 20. P. 40-50.
22. Dmitriy Leskin, Russian world: the historical mission // “Interchurch Mission" 2016. № 14. P 6-13.
23. Pusko V.S. Russian society and its ideology // Etnosotsium and international culture. 2015. № 4 (82). P 15-20.

141420, Московская область, г.о. Химки,
мкр. Сходня, ул. Горького, д. 7
,
Приемная комиссия: (495) 574-01-32,
info@rmat.ru

 РМАТ В Контакте РМАТ в Одноклассниках Официальный канал РМАТ в Youtube 
Рейтинг@Mail.ru 
Лицензия Министерства образования РФ №1935 от 15.02.2016 г.
Свидетельство о государственной аккредитации
Сведения об образовательной организации
Версия для слабовидящих

 

© 2008 Российская международная академия туризма.
© Разработка сайта и дизайн,
«ИнфоДизайн», 2008