На главнуюНапишите намПоискКарта сайтаEnglish
AAA

НОВОСТИ АКАДЕМИИ 

20.01.2016
В Альманахе "Высшая школа XXI века" опубликована статья ректора Трофимова Е.Н. "Прорыв в социальном туризме"

Прорыв в социальном туризме

Социальный туризм — это новое и одновременно старое явление. Это — разновидность туризма, субсидируемая из средств, выделяемых на социальные нужды, в целях создания условий для путешествий школьникам, молодёжи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам. Ректор Российской международной академии туризма, член правления Международной организации социального туризма Евгений ТРОФИМОВ подчёркивает:

— Сейчас в стране более 13 миллионов инвалидов, примерно половина населения — молодёжь и пожилые люди, которые относятся к социально незащищённым категориям граждан. Доля туризма в валовом внутреннем туризме России составляет четыре процента, тогда как в европейских странах этот показатель в три раза выше.

В Советском Союзе действовала хорошо отлаженная система государственной поддержки отдыха трудящихся. Законодательное право на труд и отдых граждан осуществлялось через сеть профсоюзов, молодёжные организации и Всесоюзное общество «Интурист». Большинство трудящихся и пенсионеров отдыхали и путешествовали на льготных условиях или бесплатно, за счёт профсоюзов, средств государственного социального страхования или фондов предприятий. Учредитель Российской международной академии туризма — «Центральный совет по туризму и отдыху»(президент В. Г. Пугиев) предоставлял тогда услуги более 50 миллионам человек. Это была крупнейшая в мировом туризме структура, ориентированная на социальный туризм, но функционирующая по принципам полного самообеспечения и развития.

Ситуация в России в корне изменилась в силу возникновения рыночных отношений, которые не способствуют созданию налаженной на государственном уровне целостной системы развития социального туризма. Основным направлением социальной защиты граждан сейчас является обеспечение прожиточного минимума населения через повышение пенсий и различных социальных выплат. Однако это не решает проблемы доступности богатейших туристских ресурсов России всем социальным категориям граждан. Между тем, в развитых государствах Европы отношение к здоровью и отдыху работающего населения выстраивается не менее серьёзно, нежели к производственной деятельности. У европейцев существует понимание того, что хороший и качественный отдых — залог более эффективной и продуктивной работы.

В России право на отдых гарантировано Конституцией. Но большинство людей не может воспользоваться этим правом. По данным Ростуризма, в прошлом году из 146 миллионов россиян лишь 28 процентов совершили путешествия по России, а за её пределы выезжало 12 процентов. Шестьдесят процентов граждан страны вообще не путешествует. Помимо неспособности или нежелания перемещаться главным сдерживающим мотивом становится нехватка средств у населения. В сложившихся социально-экономических и политических условиях государственная поддержка развития внутреннего и социального туризма приобретает особую актуальность.

Мы уже давно ведём речь о возрождении в стране социального туризма. Вначале появились публикации в периодической печати, где обсуждалась роль и значение социального туризма в общественном развитии, обобщался международный опыт. Затем стали предприниматься практические шаги. Примечательно проведение в декабре 2013 года в Совете Федерации международного форума по социальному туризму с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств, иностранных коллег, одним из инициаторов которого стала Российская международная академия туризма. Тогда с высокой трибуны представители верхней палаты нашего парламента, Минкультуры и Ростуризма однозначно высказались в пользу поддержки и развития социального туризма, обеспечивающего доступ к отдыху широких слоёв населения.

Однако уже на том этапе стало понятно, что для реальных изменений необходимо внесение серьёзных поправок в действующее законодательство, в частности в Налоговый кодекс. Политика в области социального туризма должна поощрять работодателей заботиться об отдыхе своих работников. Финансовые выкладки показали, что в случае внедрения в масштабах страны такого рода программ, бюджет России не только не пострадает, но даже получит весомую прибавку.

Третье направление обсуждения — необходимость подготовки специалистов самой сферы социального туризма. Российская международная академия туризма одной из первых откликнулась на эту инициативу: в её учебные программы вошли курсы по проблемам социального туризма. Мы понимали, что налоговые льготы для работодателей и туристов — важный импульс в развитии социального туризма.

И вот, в результате кропотливой работы Комитета Совета Федерации по социальной политике, Минкультуры, Ростуризма, Центрального совета по туризму и отдыху, в Госдуму внесён законопроект, который, несомненно, является важным шагом в развитии гуманитарных отношений, демократии. Законопроект предусматривает снижение налогооблагаемой прибыли для работодателей, отправляющих своих работников на отдых в Россию. При этом будут учитываться фактически понесённые потери.

Сегодня почти двум третям россиян не хватает средств на отдых. Вклюнение их в туризм приведёт к загрузке гостиниц и санаториев в несезон. Пока же из 41 миллиона путешествующих по России, организованных туристов только два миллиона. В законопроекте предусматривается дополнить статью 255 Налогового кодекса пунктом о расходах на оплату услуг по организации туризма и отдыха на территории РФ в соответствии с договором о реализации туристского продукта, оказанных работнику, его супруге, родителям, детям, которые будут относиться на себестоимость продукции.

Под услугами по организации туризма и отдыха понимаются транспортные услуги, проживание туриста в гостинице и иные средства размещения, включая экскурсионные услуги и услуги питания. Указанные расходы учитываются в размере фактически произведённых расходов по организации туризма и отдыха, но не более 50 тысяч рублей на каждого гражданина. Законопроект наделяет работодателей правом учитывать затраты, понесённые на оплату услуг по организации туризма и отдыха на территории России по договору, заключённому работодателем с туроператором в пользу работника, для целей налогообложения на прибыль. Тем самым, работодатели смогут учитывать в составе расходов на оплату труда затраты, понесённые на организацию отдыха, то есть с этой суммы не будут удерживаться 20 процентов налога на прибыль.

При таком подходе заинтересованным лицом становится и налогоплательщик. Прорабатывается вопрос о внесении изменений в статью 219 Налогового кодекса. Её предлагается дополнить подпунктом: в сумме, уплаченной налогоплательщиком за счёт собственных средств за услуги по организации туризма и отдыха на территории России, оказанные налогоплательщику, его супруге, родителям, детям, предусматривается социальный налоговый вычет. Цель этого предложения — создание налоговых условий, стимулирующих развитие внутреннего туризма, и государственная поддержка организованного семейного отдыха.

Предлагается дополнить систему действующих налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, предоставив социальный налоговый вычет по налогу физических лиц налогоплательщикам, потратившим средства на отдых на территории России. Такой вычет планируется предоставлять в сумме, уплаченной налогоплательщиком за счёт собственных средств за услуги по организации туризма и отдыха на территории России, оказанные налогоплательщику, его супруге (супругу), родителям, детям в возрасте до 18 лет, а обучающимся по очной форме обучения — в возрасте до 24 лет. Вычет можно будет получить в размере фактически произведённых расходов на услуги по организации туризма и отдыха на территории России, но не более 50 тысяч рублей в налоговом периоде (календарный год) на каждого из перечисленных граждан, то есть с этой суммы должны вернуть 13 процентов или 6,5 тысяч рублей каждому.

Законодатели подчёркивают, что расходы работодателей на отдых работников являются для них экономически обоснованными, направленными (в косвенной форме) на получение дохода, поскольку повышают престиж работодателя.

Необходимо учитывать, что принятие проекта повлияет на поступления в бюджеты различного уровня налога на прибыль организаций, участвующих в формировании и реализации турпродукта. В обосновании к проекту говорится, что эффект от принятого закона положительно скажется на различных сферах жизнедеятельности общества: введение льготы по налогу на прибыль организаций приведёт к увеличению поступлений в бюджет и внебюджетные фонды других налогов и взносов, пошлин, сборов и иных обязательных платежей за счёт роста доходов в сфере внутреннего туризма и смежных отраслей; законопроект предоставляет работникам возможность провести отпуск в Российской Федерации, приобщиться к культуре собственной страны, лучше узнать её традиции, историю, природно-рекреационный потенциал; работодатели получают дополнительный механизм равномерного распределения отпусков работников в течение календарного года.

В целом, такое распределение отдыхающих окажет поддержку туристской отрасли и позволит не закрывать предприятия в сфере туризма в период традиционного спада посещаемости, сохранить рабочие места, и, соответственно, уровень налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Законодатели говорят, что реализация положений законопроекта повлечёт выпадающие расходы. В соответствии с проведёнными расчётами, объём налоговых льгот (без учёта роста отрасли вследствие реализации льготы) составит менее одного миллиарда рублей. Но эти выпадения из доходов бюджета будут компенсированы за счёт дополнительных поступлений в виде налогов на добавленную стоимость, на прибыль, налога на доходы физических лиц и страховых взносов организаций туристской отрасли и смежных с ней отраслей, а также за счёт расширения спроса на внутренний туризм.

Понятно, что льготное налогообложение не может быть беспредельным. Представляется необходимым ограничить расходы, понесённые на оплату услуг по организации туризма и отдыха на территории Российской Федерации по договору (договорам) о реализации туристского продукта, заключённому работодателем с туроператором (турагентом) в пользу работников (и членов их семей). Они не должны, в соответствии с пунктом 16 статьи 255 Налогового кодекса РФ, в совокупности с расходами по договорам добровольного личного страхования и договорам на оказание медицинских услуг превышать шесть процентов от расходов на оплату труда. Этот очень важный законопроект нацелен на внедрение социальной составляющей в туристскую, санаторно-курортную деятельность, развитие туризма в стране в целом, и его нельзя расценивать иначе как шаг в правильном направлении.
Сейчас нужна политическая воля, чтобы изменения в Налоговый кодекс РФ были приняты. Важно при этом повышать качественные показатели труда в туризме, доводить их до европейских.

И конечно, необходимы современные кадры, подготовку которых должен оплачивать, в основном, бизнес, а готовить — туристские вузы. В России нет ни одной государственной туристской фирмы, в то же время немалая часть бюджетных денег расходуется на подготовку для них туристских кадров.

Всё это поправимо и надо реально смотреть в будущее российского туризма. Это позволит оздоровить российскую нацию и быть туризму конкурентоспособным.

141420, Московская область, г.о. Химки,
мкр. Сходня, ул. Горького, д. 7
,
Приемная комиссия: (495) 574-01-32,
info@rmat.ru

 РМАТ В Контакте РМАТ в Одноклассниках Официальный канал РМАТ в Youtube 
Рейтинг@Mail.ru 
Лицензия Министерства образования РФ №1935 от 15.02.2016 г.
Свидетельство о государственной аккредитации
Сведения об образовательной организации
Версия для слабовидящих

 

© 2008 Российская международная академия туризма.
© Разработка сайта и дизайн,
«ИнфоДизайн», 2008