На главнуюНапишите намПоискКарта сайтаEnglish
AAA

НОВОСТИ АКАДЕМИИ 

10.07.2013
«Важно, чтобы турист нашел то, что он хочет!» Интервью с заведующей кафедрой иностранных языков и зарубежного страноведения

Когда человек планирует свой отпуск, он далеко не всегда четко представляет, куда именно хотел бы отправиться. И тут на помощь приходят специалисты туристской отрасли, которых вот уже 20 лет обучает и выпускает в мир Российская международная академия туризма. Об этом и многом другом редакции "Зеленоград сегодня" рассказала заведующая кафедрой иностранных языков и зарубежного страноведения РМАТ, кандидат педагогических наук, доцент Татьяна Ефремцева.

Послушать радио версию интервью:

—Татьяна Николаевна, какие страны наиболее популярны у российских туристов?
— У каждого туриста свой вкус. Иногда человек выбирает место для отдыха по каким-то своим убеждениям. Если брать статистику, то летний отпуск россияне в основном проводят в Турции, Египте, Испании, Италии, Греции, странах Балканского полуострова. Что здесь важно? Чтобы человек нашел то, что он хочет. Когда он едет в отпуск, у него, как правило, есть мечта. И специалисты должны помнить о том, что важно помочь осуществить эту мечту.

— Отдых в одной стране может существенно отличаться от отдыха в другой стране. Вы можете обозначить эту разницу?
— Главное — это качество услуг. Есть система bеd and breakfast — когда вы покупаете отель и завтрак. Может быть half board — это завтрак и обед либо ужин вместе с проживанием. Или же это full board — полный пансион (завтрак, обед и ужин) и проживание. Россияне же избалованы all inclusive. Это система, когда вы покупаете отель, три приема пищи и еще массу добавочных услуг: бар у бассейна или национальный ресторан, все напитки включены и так далее. Здесь человеку необходимо решить. Если он хочет отдыхать пассивно, лежать и получить три «s» (sun, sea and sand), то есть море, солнце и песок, тогда ему надо выбирать all inclusive: лежать, переворачиваться и кушать — это все, что нужно.

Но есть люди, которые хотят отдыхать активно. Для этого существуют экскурсионные программы. В таком случае я посоветовала бы направиться в Европу. Там, находясь на одном курорте, можно посетить другие места или даже поехать в другие страны. Например, в прошлый отпуск наша семья выбрала для себя Чехию. Наш отдых длился восемь дней. За это время мы, находясь в Праге, выезжали на два дня в Альпы (замки Баварии) с посещением Мюнхена и один день посвятили поездке в Вену. В таких случаях лучше заказывать систему bеd and breakfast. В крайнем случае, можно взять полупансион.

В каждой стране свой менталитет и уровень услуг. К примеру, в Турции и Египте обслуживающий персонал привык к тому, что россияне, которые приезжают массово, не совсем разбираются в некоторых тонкостях. Мы не знаем, что значит звездность отеля, какого размера номер должен соответствовать этой звездности и так далее. Для Европы очень редки случаи, когда российский турист жалуется, например, на качество услуг (смену полотенец, постельного белья). Эти моменты очень тонки, но они могут совершенно испортить отдых.

— Как должен поступать турист, если его что-то не устроило в качестве предоставляемых услуг?
— Обязательно нужно принимать меры. Если вы находитесь на отдыхе и у вас проблема в отеле, нужно сразу же обратиться на ресепшен. Здесь, конечно, пригодится знание языка. Но даже если с этим есть сложности, надо постараться как-то объяснить, что не так, и добиться своего. Если же вам не помогают на ресепшене, вызывайте менеджера отеля. Это главное лицо, которое отвечает за все. Вы можете подать жалобу. Все вопросы решаемы! Однако если вы приедете в Россию и только тогда начнете жаловаться, никто вам не поможет. Испорченный отдых — это будет ваша проблема.

В Российской международной академии туризма студентов готовят в том числе и для работы в отелях. Главный момент для нас — это профессионализм. Важно держать планку и выполнять свои обязательства на профессиональном уровне. Это внимание к клиенту, это обслуживание по тому уровню, который он оплатил, это доброжелательность и улыбка. Недавно я просматривала требования работодателей в отношении навыков соискателей. Перечислялись знание языков, IT-навыки (владение компьютером), предпринимательские навыки, умение общаться и решать проблемные ситуации. И главный момент — это улыбка на лице, которая должна быть искренней, показывающей желание помочь и обслужить лучшим образом.

— Давайте поговорим о конкретных странах. Чем привлекателен для россиян Египет?
— Привлекателен очаровательным Красным морем. Оно красивое, теплое и экзотическое по части обитателей, рифов и прочего. Также привлекают пирамиды, ведь это единственное из семи чудес света, которое сохранилось до наших дней. Но мне кажется, что поток россиян в Египет уже уменьшился. Сегодня я анализировала, какие страны больше интересуют туристов, россиян в том числе. Мировой тренд открывает Африку (Танзания, Кения) и Азию (но не Китай и Таиланд, а такие страны, как Вьетнам, Камбоджа).

— Как обстоят дела с европейскими странами? Вы говорили, что у россиян сейчас очень популярна Испания, особенно Барселона.
— Барселона не похожа ни на один город. Здания там строил архитектор Антонио Гауди, который не любил прямоугольные формы, прямые линии. Это особый город. А если брать европейские столицы, то лично я влюблена в Амстердам. Там можно ходить, наслаждаться, в общем, радоваться этому городу. Также Рим, который не похож ни на одну столицу, в которых я была. Я поняла, что такое вечный город. Руины, остатки разрушенных зданий находятся в центре. Они сохранены, открыты для туристов. Вы ходите по тем камням, по которым ходили Клеопатра и ее императоры.

— Можно ли сказать, что страны, которые развивают сферу туризма, в какой-то мере экономически зависимы от этого? Подчас, опираясь на это утверждение, россияне едут на отдых в страны с нестабильной политической ситуацией. До недавнего времени это наблюдалось в Турции и Египте. Ростуризм предупреждал наших сограждан об этом. Но количество проданных путевок если и уменьшилось, то незначительно.
— Здесь есть две стороны. Таким странам экономически выгодно привлекать туристов независимо от сложившейся политической ситуации. Просто туристу надо просчитать все риски. Если вы вкладываете деньги и оказываетесь недалеко от зоны военных действий, то это не самое лучшее время. Но таков русский менталитет: мы рискуем. Хотелось бы, чтобы этот риск был оправданным. Иногда турист едет несмотря на предупреждения, от безысходности (уже куплен билет и вернуть его нельзя). Тут могло бы помочь страхование от невыезда. Однако эту страховку россияне не любят покупать. А это неправильно. Во всем цивилизованном мире туристы покупают эту страховку, и если накануне происходят какие-то события, то большую часть денег возвращают.

— Как же нужно поступать человеку, который хочет провести отпуск за рубежом, но затрудняется с выбором страны?
— Для начала надо выбрать туроператора, имя которого известно людям. Если вы и ваши знакомые никогда не слышали о туроператоре, то рисковать не стоит. Надо обязательно сравнить цены. Выберите страну, которую продает туроператор, и сравните расценки нескольких агентств. Цена не должна быть ни высокой, ни низкой. Выбирайте «золотую середину». Но все же главной и определяющей является словесная реклама, то есть рекомендации, которые вы получаете от своих близких, друзей и знакомых.

— Как можно научить студента рассказать о стране «вкусно»?
— Это профессионализм, и он вырабатывается далеко не сразу. Студент выпускается из Академии уже специалистом, причем довольно часто опытным, ведь очень много студентов работают уже с 3-го, 4-го курса. Те навыки, которые мы даем в стенах Академии, недостаточны. Обязательно надо практиковаться. Если студент внимателен, пользуется всеми навыками, которые мы дали, у него все получится. Очень важны язык и психологическая подготовка. Мы учим, как вести себя, что делать в первую очередь, когда клиент расстроен. Для этого существует специальная процедура. И обязательно — практика. Наши студенты стажируются и в Турции, и в Тунисе, и в Египте, и в Греции. И даже в Испании и Италии! Однако чтобы студент все полученные знания и навыки усвоил правильно, он должен самостоятельно расширять свой мир. Все-таки в рамках курса зарубежного страноведения нельзя рассказать обо всех странах. Студент должен путешествовать. Кроме профессиональной стажировки у нас есть еще экскурсионная и языковая стажировки. Например, мы дружим с Dublin School of English. Туда выезжают наши группы, и у студентов есть возможность развиваться и в языковом плане тоже. Плюс ко всему у нас есть система международных экзаменов City and Guilds. Два раза в год к нам приезжают экзаменаторы из Лондона и оценивают уровень владения английским языком. Все результаты отправляются в Англию, а оттуда присылают сертификаты. Представьте: у меня на кафедре сейчас 13 преподавателей, из них 10 (и я в том числе) сдали эти экзамены! Сегодня мы ведем переговоры с Лондонской торгово-промышленной палатой о том, чтобы аккредитовать Академию в качестве центра по приему профессиональных экзаменов по туризму. Это очень большой проект.

К сожалению, российский туризм находится еще в зародыше. Есть к чему стремиться. Российский рынок туризма — это непаханое поле, и его нужно развивать. Я всегда говорю своим студентом, что работы внутри нашей страны лет на 50 минимум.

Россия — богатый регион для развития туризма, разного туризма. Есть не только каникулярный (летний) туризм. Есть еще и активный, и спортивный, и экологический туризм. Я недавно была в Амстердаме. Голландия — маленькая страна. Так вот, 20 апреля в Амстердаме проходит традиционный парад цветов. В городе есть цветочный парк, который занимает 32 гектара! Эта территория открыта. Там можно целый день гулять, наслаждаться. Почему такая маленькая страна может позволить себе 32 гектара открытого воздуха, а мы не можем себе такого парка позволить?

В Российской международной академии туризма мы стараемся повернуть своих студентов к тому, чтобы показать свою страну. Ведь нам есть чем гордиться.

—Татьяна Николаевна, для работы в сфере туризма достаточно знания только английского языка?
— Еще пять лет назад я ответила бы на этот вопрос утвердительно. Однако сегодня для того, чтобы работать в туризме, одного английского недостаточно. В Российском международной академии туризма на многих направлениях даются два языка, а на факультете туризма — три основных языка. Это очень важно. Начните с английского. Выучите хотя бы один язык, но в должной мере, чтобы уверенно на нем общаться. И вам откроются двери.

Подготовила Мария АНДРОПОВА
Радио "Зеленоград сегодня"

 

 
 

141420, Московская область, г.о. Химки,
мкр. Сходня, ул. Горького, д. 7
,
Приемная комиссия: (495) 574-01-32,
info@rmat.ru

 РМАТ В Контакте РМАТ в Одноклассниках Официальный канал РМАТ в Youtube 
Рейтинг@Mail.ru 
Лицензия Министерства образования РФ №1935 от 15.02.2016 г.
Свидетельство о государственной аккредитации
Сведения об образовательной организации
Версия для слабовидящих

 

© 2008 Российская международная академия туризма.
© Разработка сайта и дизайн,
«ИнфоДизайн», 2008