На главнуюНапишите намПоискКарта сайтаEnglish
AAA

Об Академии - АКТУАЛЬНО О ТУРИЗМЕ 

26.12.2018
В ВЕСТНИКЕ РМАТ ВЫШЛА СТАТЬЯ РЕКТОРА АКАДЕМИИ Е.Н. ТРОФИМОВА "АКАДЕМИЯ СМОТРИТ В БУДУЩЕЕ"

 

 

АКАДЕМИЯ СМОТРИТ В БУДУЩЕЕ 

 

Завершается 2018 год. Это подведение итогов года минувшего, оценка достигнутых результатов, это и задачи на год будущий – 2019.

 

В сентябре прошла очередная XIV конференция коллектива РМАТ, ставшая знаковым событием в жизни Академии. В представленных коллективу результатах нашей деятельности, в том, как прошло обсуждение итогового доклада, в настроении участников мероприятия был заложен определенный позитив.

 

 

Несмотря на непростую обстановку, сложившуюся в области образования, Академия смотрит в будущее с оптимизмом, готова решать стоящие перед ней задачи по подготовке квалифицированных кадров для страны, сферы туризма и гостеприимства. При этом совершенно очевидно, чтобы удержаться на высоком уровне, мы должны держать руку на пульсе происходящих в мире и стране изменений, внимательно отслеживать новые тенденции.


 

 

Государственная политика

 

Именно она определяет место и роль туризма в жизни страны, в ее хозяйстве. Уходящий год ознаменовался двумя важными событиями. Прежде всего тем, что туризм как сфера деятельности человека в России перешла из Министерства культуры в Министерство экономического развития (Минэкономразвития). О смысле и значимости такого шага в СМИ говорилось немало.

Очевидно, для государства применительно к туризму настало время переходить от количественных показателей к качественным. Иными словами, официальные российские органы, включая Ростуризм, до настоящего времени, как правило, акцентировали внимание на росте турпотока как по внутреннему, так и по въездному туризму, в то время как его макроэкономические маркеры, вклад в экономику государства оказывались в тени.

Бодро рапортовалось, что число туристов из года в год растет на 10, 20, а то и 30%, но вот другая цифра – доля туризма в ВВП страны на этом фоне практически топталась на месте. Хорошо известно, что в мире в целом она приближается к 10%, в то время как в России, обладающей огромными рекреационными ресурсами и богатым историко-культурным наследием, едва перевалила отметку в 3,5%.

Концептуально все это ложится в рамки той задачи, которую очертил президент страны, а именно, увеличить экспорт услуг в стране, доведя его до 100 млрд долл. – цифра, обеспечить которую вне туризма вряд ли возможно. В этой связи передача туризма из Минкульта в Минэкономразвития – это не просто бюрократический ход.

Расчет делается на то, что туризму будет придано экономическое качество, он будет реально работать на экономику государства, а его доля в ВВП страны на ближайшие семь лет увеличится до 5,5%. Правда, среди российских экспертов высказывалось небезосновательное мнение, что реальный вклад всех видов туризма в экономику страны может быть даже большим – до 8–9%, если, конечно, разумно распорядиться имеющимися ресурсами, возможностями и сделать объективной методику подсчета.

Второй важнейший сдвиг произошел в сфере социального туризма, в котором приняла участие и наша Академия. Если до недавнего времени мы говорили, что социальный туризм в России существует лишь отдельными островками, то в наступающем году он обретает государственный статус. Как известно, в апреле 2018 г. указом Президента Российской Федерации был принят Федеральный закон № 113-Ф3 о внесении изменений в Налоговый кодекс страны, чему предшествовала немалая и весьма кропотливая законодательная и общественная деятельность, потребовавшая внесения структурных изменений в работу ряда министерств и ведомств. Новый механизм будет задействован с 1 января 2019 г. Таким образом, социальному туризму в России был не только придан значительный импульс, он стал составной частью туристской и оздоровительной сферы в целом. Если в европейских странах существовала поддержка социального туризма через распространение отпускных чеков, то наш проект основан на учете отечественного опыта.

Суть закона в том, что работодателям отныне дается право компенсировать сотрудникам и членам их семей (супругам, родителям и детям до 18 лет) расходы на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха в размере не более 50 тыс. рублей (порядка 700 евро).
Эти услуги также распространяются на переезд водным, воздушным, железнодорожным или автомобильным транспортом к месту отдыха и обратно. В техническом плане налог государству перераспределяется от работодателя к структурам, предоставляющим туристские услуги, и государство при этом ничего не теряет, а только приобретает в виде увеличивающегося туристского потока.

Конечно, этот закон не охватывает весь спектр социального туризма, но формирует хорошую основу для его развития. Можно предполагать, что в последующем данный закон будет дополнен новыми законодательными актами, касающимися других льготных категорий населения России. Не исключено, что практика отпускных чеков окажется востребованной и в России. В этом контексте уместно предполагать и более активное участие российской стороны в работе Международной организации по социальному туризму (ОИТС) как в плане обмена опытом, так и развития трансграничного туризма.
Сейчас в профильном министерстве идет разработка программы развития туризма в стране на период до 2035 г.

В министерстве пока не конкретизируют детали программы, но его руководитель поведал СМИ, что акцент будет делаться на развитии инфраструктуры, кадровом усилении отрасли, решении вопросов с визами. Эксперты называют и такой важный аспект будущей программы, как перенос туристской активности на региональный и местный уровни, поскольку именно там находится основной пласт объектов туризма, пролегают туристские кластеры. Очевидно, нужно будет уходить от той практики, когда основными туристскими центрами страны являлись Москва и Санкт-Петербург, в меньшей степени – Золотое Кольцо, Казань, Сочи и некоторые другие региональные центры, в то время как Россия обширна и изобилует интереснейшими местами и целебными ресурсами. При этом кластерный подход для России особенно необходим в связи с обширностью ее территории, когда отдельные туристские объекты расположены на значительном расстоянии и поездка к ним должна дополняться посещением и иных расположенных буквально в шаговой доступности достопримечательностей.

Несомненно, в будущей программе должен учитываться негативный европейский опыт развития туризма, связанный с появлением такого понятия, как избыточный туризм. Речь идет о ситуации, когда туристов очень много, движение их бессистемно хаотично. Избыточный туризм несет негативную нагрузку на окружающую среду, приводит к деградации, а то и разрушению туристских объектов, тем самым понижая их привлекательность, и вызывает реакцию отторжения у местного населения, начинающего выходить с антитуристскими плакатами и даже с пикетами против приезда гостей. Следовательно, нужно будет избежать этого и максимально рассредоточить туристские потоки.

Ожидаются в новой программе и меры по продвижению отечественного турпродукта на международный рынок с целью ликвидации диспропорции по выезду и въезду.
Образовательная сфера

В образовательной сфере наблюдалась политика сокращения числа вузов в стране в целом и туристской направленности в частности. Она была вызвана объективными причинами: в России расплодились псевдовузы и псевдофакультеты, занятые не обучением кадров, а штамповкой дипломов, не отвечающих ни за что, не говоря уже о трудоустройстве, и в этом плане наведение порядка диктовалось необходимостью принятия решительных мер. При этом частные учебные заведения не всегда отличались добросовестностью. С 2014 по 2017 г. число вузов и филиалов в России сократилось с 2268 до 1171. Наибольшие потери понесли негосударственные вузы. Их осталось 178 из 371.

Самому большому сокращению подверглись филиалы государственных и негосударственных вузов: число первых уменьшилось с 908 до 428, вторых – с 422 до 81. Отмечу, что наши 6 филиалов РМАТ вошли в число сохранившихся, и это наше достижение.
С одной стороны, приходится сетовать на достаточно жесткие требования, предъявляемые Рособрнадзором к учебным заведениям, в том числе и к нам, а с другой – нужно признать их большей частью справедливыми. Поэтому всякие разговоры о стремлении ректората ликвидировать филиалы идут от лукавого: если учебное заведение не соответствует государственным стандартам, оно изживает само себя.

Не только частные, но и неэффективные государственные головные вузы за три года также понесли потери, их число уменьшилось с 567 до 484. Сложно сказать, как долго такая политика будет продолжаться, но совершенно ясно одно – процесс будет регулироваться потребностью государства в конкретных грамотных специалистах, а порочная практика штамповки дипломов будет уходить в прошлое. Мы должны исходить именно из этой реальности и надеяться только на высокое качество и профессионализм в нашей работе.


 

 

Сверим часы

 

Кризис – это не бедствие, это своего рода тест на жизнестойкость. Мы прошли сложное время, связанное с демографией, нехваткой абитуриентов, преодолеваем организационные и структурные проблемы и выходим на позитивную траекторию развития.
Как образовательное учреждение нас в первую очередь характеризуют контингент обучающихся, реализуемые образовательные программы, качество предоставляемых услуг и новые специальности. Как высшее учебное заведение мы занимаемся наукой, сотрудничаем с партнерскими вузами, в том числе зарубежными, взаимодействуем с работодателями.

В наступающем году Академия отметит свое 50-летие, и 25 лет она носит привычное для нашего слуха название. 15 сентября 1993 г. решением Совета директоров АО «ЦСТЭ – ИНТУР» за подписью В.Г. Пугиева Институт туризма был переименован в РМАТ. За прошедшие годы Академия подготовила более 55 тыс. специалистов для сферы туризма и рекреации, других отраслей экономики страны.

В истекшем учебном году выпуск в Академии и ее филиалах составил 939 человек (665 бакалавров и 274 специалиста со средним профессиональным образованием), что близко к среднестатистическим показателям за предшествующие годы. Кроме того, в 2017/2018 учебном году на Центральных туристских курсах РМАТ завершили обучение 926 слушателей по программам повышения квалификации, профессиональной переподготовки и проч.

Динамика набора студентов и их специализация с каждым годом меняются, как меняются экономические условия в стране, государственная политика, техникоемкость отрасли.

В 2018 г. в головном вузе на факультет менеджмента туризма принято 118 человек на очную форму обучения, более 100 – на заочную. Здесь продолжалась работа по внедрению в учебный процесс кейсовых и электронных технологий, мониторинга учебных достижений студентов; осуществлялось обновление учебно-методических материалов учебных дисциплин по стандартам поколения 3+ и переходу на 3++. В то же время на факультете предстоит улучшить организаторскую и кадровую работу в плане усиления профессорско-преподавательского состава.

В положительном плане нужно отметить и факультет магистерской подготовки, куда в текущем году поступило 40 человек (24 человека – по очной форме обучения и 16 – по заочной). Годом ранее туда поступило лишь 15 человек. Изменилось и соотношение абитуриентов по очной и заочной формам обучения. В 2017 г. лишь треть студентов выбрала очную форму обучения, две трети – заочную, что объяснялось стремлением выпускников бакалавриата трудоустроиться, в нынешнем году цифры поменялись местами. Среди наиболее востребованных программ – «Управление проектами в туризме и гостеприимстве» (ее выбрала половина поступивших). Если годом ранее лишь 15 выпускников бакалавриата РМАТ поступали в магистратуру, то в 2018 г. – уже 33.

Среднее профессиональное образование становится все более востребованным. В 1990-е гг. его система была практически разрушена, а изменившая отношения между уровнями образования Болонская модель оказалась губительной для среднего профессионального образования, сейчас начинается восстановительный процесс. На заседании Госсовета Российской Федерации в Екатеринбурге в 2018 г. отмечалась необходимость в тесном контакте с деловыми кругами развивать профессиональное образование, прежде всего подготовку квалифицированных рабочих кадров, модернизировать систему среднего профессионального образования на основе лучших отечественных и мировых стандартов.

Подобная тенденция обозначается и в обществе. По данным Минобрнауки, в 2018 г. 46% от числа всех учащихся девятых классов в России пошли в колледжи и техникумы, а не в десятый класс. Она отражена и в нашей жизни. Туристским предприятиям сегодня нужны не столько менеджеры, сколько вполне определенные технологические кадры. Контингент поступивших на факультет СПО в РМАТ увеличился с 2013 г. практически в два раза и составил в 2018 г. 259 человек.

Примечательно, что в 2018 г. набор вдвое превысил число выпускников, а 79 человек перешли на учебу в наш бакалавриат в рамках системы, позволяющей поступившим на СПО построить свою образовательную траекторию так, чтобы выйти из стен Академии со степенью магистра, имеющего два диплома – российский и одного из партнерских зарубежных вузов.

Главная проблема среднего профессионального образования – слабая связь с бизнесом, который жалуется на низкое качество и закрытость системы образования, когда профессиональные стандарты не поспевают за технологическими обновлениями. На совещании Минобрнауки Российской Федерации, проведенном в г. Краснодаре летом 2018 г., работодатели подчеркивали, что выпускники «топовых» вузов им сегодня не очень нужны, а вот выпускников колледжей они желали бы видеть. Этот выбор они объясняют тем, что данный специалист знает свое дело с нуля; если он окажется перспективным, то работодатель сам обучит его или направит в самый перспективный вуз. Сегодня колледж – это ступень к получению высшего образования, тем более что появилась реальная возможность поступить в вуз без поднадоевшего всем ЕГЭ.

Важная задача, решаемая ныне на государственном уровне, – поднять престиж рабочих профессий. Осенью 2016 г. правительство Российской Федерации утвердило приоритетный проект «Рабочие кадры для передовых технологий», на который из бюджета выделено более 24 млрд руб. Главная цель проекта – повышение престижа рабочих профессий, восстановление «рабочей аристократии» и достижение выпускниками уровня подготовки, соответствующего стандартам WorldSkills Россия.
Какую новую нишу в этом плане мы могли бы занять с нашим СПО?

Это подготовка инструкторов-проводников, спасателей, администраторов, официантов, барменов, поваров, турагентов, трансферменов, аниматоров, необходимых туризму как никогда ранее. Для того чтобы поставить процесс СПО на твердую почву, мы стремимся соединить его с реальным туристским бизнесом на базе туристских комплексов «Измайлово» и «Виктория».

Разработка совместных планов подготовки специалистов в этих кампусах позволит правильно определить, в подготовку каких специалистов необходимо вкладывать средства. В этом ключе мы ввели две новые специальности – «Гостиничное дело» и «Операционная деятельность в логистике», а также аккредитовали специальность «Право и организация социального обеспечения».


 

 

Связь образования и науки

 

Образование не может быть полноценным без тесной смычки с наукой.

В этом плане в 2017 г. Академия выиграла грант Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества и приступила к реализации проекта «Разработка модели пропаганды здорового образа жизни у молодежи и студентов средствами туризма».

Проделана большая работа: проведено в общей сложности 24 мероприятия с участием студентов Академии и пяти ее филиалов, учащихся школ Химок, Солнечногорского и Клинского районов области, г. Москвы. Среди них – вебинар «Мастер-класс по здоровому питанию» профессора А. Ефимова в санатории «Виктория» (Пушкино Московской области), социологический опрос среди студентов РМАТ и школьников, Международная конференция «Формирование здорового образа жизни у молодежи и студентов: проблемы и пути их решения», студенческая научно-практическая конференция «От здорового образа жизни к культуре здоровья» в Московском филиале Академии и внутривузовская студенческая научно-практическая конференция «Сохранение и укрепление здоровья молодежи средствами туризма и экологии» в Воскресенском институте туризма. Выпущены в свет монография «От здорового образа жизни – к культуре здоровья» и сборник материалов международной конференции. Работа по реализации гранта показала, что у нас есть силы и ресурсы для полноценного занятия наукой.

В истекшем году в Академии было издано 14 наименований учебной и научной литературы объемом 202 печатных листа. Академия продолжила взаимодействие с тремя крупнейшими электронными библиотечными системами по размещению издаваемой литературы в электронном виде, что позволяет нашим изданиям выходить на федеральный уровень. На сегодняшний день в электронную базу внесено около 100 наименований изданий.


 

 

Международное сотрудничество

 

Международное сотрудничество, участие в работе международных организаций, контакты с зарубежными вузами и специалистами – это тот срез нашей активности, который позволяет идти в ногу со временем, придерживаться высоких международных стандартов.

Академия по-прежнему входит в состав руководства двух ведущих международных организаций: Международной организации социального туризма (ОИТС) и Ассоциации ведущих европейских гостиничных школ (ЕВРОДИП). Ярким свидетельством постоянно растущей роли и авторитета Академии в европейском образовательном пространстве стало посещение в 2018 г. Москвы и РМАТ представительной делегацией ЕВРОДИП во главе с ее президентом Луисом Лезама. В ходе встреч и переговоров в Совете Федерации с руководителями российских профессиональных ассоциаций, профильных российских вузов г-н Лезама подчеркивал важность работы, осуществляемой Академией как в России, так и в Совете директоров ЕВРОДИП.

В наступающем году мы намерены развивать партнерские отношения с зарубежными вузами. Продолжается успешная реализация трех основных совместных образовательных международных программ: с Институтом Ватель, Университетом Сорбонна, Миланским университетом Бикокка. Однако мы не намерены этим ограничиваться и отныне будем стремиться к реализации не менее пяти подобных схем – с Финляндией, Грецией, Испанией, Италией и Литвой.

За отчетный период успешно осуществлялись направления за рубеж преподавателей и студентов в рамках программы «Эразмус+», в которой Академия участвует с 2015 г. Уже на начальном этапе реализованы программы академической мобильности студентов, преподавателей и сотрудников с Юго-Восточным финским университетом прикладных наук, литовским Университетом прикладных наук г. Утена, греческим Эгейским университетом и Сорбонной (Париж). Сотрудничество с зарубежными вузами позволит нам существенно расширить поле зарубежных стажировок для наших студентов, а не ограничиваться традиционными Турцией и Болгарией, куда, кстати говоря, в силу ряда объективных причин мы стали направлять значительно меньше практикантов.

РМАТ намерена активно участвовать в международных профессиональных конкурсах. Третий год подряд Академия является единственным российским учебным заведением, участвующим в международной Олимпиаде молодых поваров в Индии. Мы уже получили приглашение принять участие и снова представлять Россию в 2019 г. Студенты Академии ежегодно участвуют в Инновационном студенческом конкурсе ЕВРОДИП и занимают там призовые места.

Чтобы постоянно помнить, какую важную роль играет культура в туристском обмене, на базе РМАТ действует кафедра ЮНЕСКО по культурному туризму в целях мира и развития, созданная по решению руководства этой авторитетной международной организации. Участие кафедры ЮНЕСКО в международной сети ЮНИТВИН было подтверждено письмом профессора, президента Университета Париж 1 Пантеон-Сорбонна Жоржа Аддада.

Академия является аффилированным членом ЮНВТО.

Однако следует отметить ряд слабых мест, а именно: недостаточную работу по привлечению студентов РМАТ к совместным международным программам. Не создан резерв студентов, которые на протяжении первых курсов обучения по программе бакалавриата усиленно занимались бы изучением языка и участвовали в международных мероприятиях и стажировках.

Преподаватели Академии недостаточно активно используют возможности участия в научно-исследовательской работе международных организаций, членом которых является Академия, не используют возможности подготовки совместных публикаций.


 

 

Инновации – веление времени

 

В течение прошлого учебного года проводилось обновление материально-технической базы в части компьютеров и оргтехники. В рамках подготовки к лицензированию новых программ СПО были оборудованы аудитории для аудиторных и практических занятий.

В 2017/2018 учебном году Российская международная академия туризма усилила материальную базу: новыми компьютерами оборудована аудитория кафедры математики и информатики.

В новом учебном году запланированы мероприятия по обновлению еще одного компьютерного класса, в четырех аудиториях устанавливаются новые проекторы и экраны. Было также приобретено обновление операционной системы Windows до 10-й версии. Закуплен вай-фай роутер и готовится к установке в читальном зале для раздачи интернета студентам и профессорско-преподавательскому составу.

Осуществлен переход на новую версию системы бронирования авиарейсов Amadeus, и произведено подключение 22-х терминалов. В мае 2018 г. приобретена система бронирования и размещения в гостиничных номерах Shelter на Сходне и Московском филиале.
Однако техническое совершенствование немыслимо без заботы о тех людях, для которых оно предназначено.

Уже не первый год мы держим курс на оптимизацию работы бюрократического аппарата и повышение ставок и окладов профессорско-преподавательского состава, от которого зависит качество подготовки студентов. В 2017 г. численность сотрудников администрации по сравнению с 2013 г. сократилась на 24%, а их фонд оплаты труда уменьшился на 21,2 млн руб. (на 15%).

Уровень средней заработной платы заведующих кафедрами в 2018 г. увеличился на Сходне на 20% и составил 68,5 тыс. руб., что во многом было связано с введением стимулирующих коэффициентов. В целом уровень заработной платы профессорско-преподавательского состава увеличился на 9,8%. Это произошло за счет увеличения ставки академического часа для докторов наук, профессоров. Были увеличены и действующие ставки для преподавателей кафедры иностранных языков и зарубежного страноведения за 1 час лекционных занятий на 50 руб.

В плане материального стимулирования профессорско-преподавательского состава с 1 октября повышена стоимость академического часа на 15% доцентам и старшим преподавателям, на 10% – преподавателям. Сейчас прорабатывается вопрос о дополнительном стимулировании тех профессоров и преподавателей, кто работает на постоянной основе. Процесс этот будет продолжен и в будущем. Нам нужно больше иметь в составе профессорскопреподавательского состава докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов, видных специалистов туристской отрасли, экономистов. Важное условие – владение современными информационными технологиями в образовании.

Ректорат и руководство Академией прилагали усилия для поиска внебюджетных источников финансирования, тем более что приходилось решать непростые задачи по закрытию ряда филиалов. Благодаря этим привлечениям, несмотря на то, что за 5 лет численность студентов сократилась более чем в два раза, выручка уменьшилась лишь на 35%.

Руководство Академии всегда уделяло большое внимание поддержке студентов и сотрудников. Так, на лечение, премирование, материальную помощь израсходовано 2 млн 914 тыс. руб., на дополнительное пенсионное обеспечение бывших сотрудников направлено 984 тыс. руб. Немалые льготы предоставляются студентам на обучение – это почти 6,5 млн руб. Для комфортного проживания студентов в общежитии Академии были закуплены новые матрасы, одеяла и постельное белье.

Студенты и работники Академии обеспечиваются качественным питанием с поддержанием постоянного социального минимума по цене за комплексный обед, который за последние пять лет практически не повышался.

На что следует обратить особое внимание? Во-первых, нельзя не высказать сожаление относительно непрерывности образовательного цикла в Академии.

Это прежде всего касается утраты аспирантуры и ликвидации диссертационных советов при РМАТ. Пять лет назад у нас действовали два диссертационных совета. Тогда Минобразования назвало причины их ликвидации – нехватку в составе диссертационного совета двух докторов наук. Будем реагировать на эти замечания, постараемся принять эффективные меры по возобновлению работы хотя бы одного диссертационного совета и аккредитовать аспирантуру.

Во-вторых, рассмотреть перспективу увеличения количества программ совместного обучения с зарубежными ведущими вузами, а также расширить диапазон востребованных специальностей применительно к России. Недостаточно полно используется рабочая практическая площадка нашего учредителя АО «ЦСТЭ» (холдинг). Сейчас мы вместе работаем над созданием базовой кафедры менеджмента санаторно-курортного дела. Мы должны совместно разработать целую систему взаимоотношений между Академией и входящими в состав холдинга санаториями. Это позволит полнее использовать базу АО «ЦСТЭ» для учебных целей и оттуда пополнять приток студентов для обучения в Академии.

Многолетний опыт РМАТ по организации профессионального туристского образования, ориентированного на европейское образовательное пространство, на потребности растущего российского внутреннего рынка, основанного на современных научных исследованиях и разработках, дает основания полагать, что реализуемая в рамках Академии современная модель профессионального туристского образования перспективна, является хорошим подспорьем в реализации общегосударственных туристских программ и важным средством укрепления международного сотрудничества. 


Е.Н. Трофимов, главный редактор
Вестник РМАТ, №4, 2018 г.

141420, Московская область, г.о. Химки,
мкр. Сходня, ул. Горького, д. 7
,
Приемная комиссия: (495) 574-01-32,
info@rmat.ru

 РМАТ В Контакте РМАТ в Одноклассниках Официальный канал РМАТ в Youtube 
Рейтинг@Mail.ru 
Лицензия Министерства образования РФ №1935 от 15.02.2016 г.
Свидетельство о государственной аккредитации
Сведения об образовательной организации
Версия для слабовидящих

 

© 2008 Российская международная академия туризма.
© Разработка сайта и дизайн,
«ИнфоДизайн», 2008