На главнуюНапишите намПоискКарта сайтаEnglish
AAA

СТРАНИЧКА РЕКТОРА - Публикации 

Российская демократия и представительная власть (часть 2)
Опубликовано: 05.05.2014

<< страница 1

В результате совещание при министре, в котором принимали участие ряд высших сановников государства, отвергло идею соборов, представительной части Госсовета и остановилось на идее выбора Госдумы в количестве 400—500 человек. При разработке проекта его авторы брали за основу опыт работы нижних палат законодательных собраний Европы. По замыслу, законопроекты из нижней палаты передавались в верхнюю — Госсовет, после чего поступали на подпись императору.

Создание Государственной думы помимо всего прочего имело цель сбить накал революционных настроений в стране. В течение августа-октября 1905 г. разрабатывались отдельные акты по выборам ее членов от российских окраин — Польши, Закавказья, Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока. Если в Центральной России один делегат избирался от 250 тыс. избирателей, то на окраинах — от 350 тыс. В Польше, например, помещики и крестьяне были объединены в одну избирательную курию. В соответствии с Манифестом от 17 октября 1905 г. из Основных законов было исключено положение о «неограниченном самодержавии». Вместо этого было сказано, что отныне царь осуществляет свою власть в единении с Государственной думой и Государственным советом. Однако кабинет министров сохранял полную независимость от Госдумы, которой дозволялось лишь делать запросы министрам.

Избирательный закон от 11 декабря 1905 г. расширял круг городских избирателей (собственников недвижимости, плательщиков налогов). Что касается национальных окраин, то там выборы проводились не столько на основе имущественного ценза, сколько по вероисповедно-национальному признаку, что на практике означало ущемление местного туземного населения. Только в Польше русские не имели преимущества. На Кавказе преимущество было предоставлено казакам. В Средней Азии власти выделили малочисленную русскую курию, но она имела одинаковое с местным населением представительство (по шесть депутатов) . Дополнительные места предоставлялись казакам. Аналогичная картина была в Степном крае (Казахстане), в Сибири и на Дальнем Востоке. Там 70% туземного населения избирали четырех депутатов, русское население — тоже четырех, а казаки — двух. Естественно, что такое национальное представительство оставляло место для последующих споров и конфликтов.

Но наиболее важным было подтверждение Николаем II за Думой одинаковых прав с Госсоветом. Ни один закон не должен приниматься без их общего одобрения. Советские историографы называли и сам Манифест, и Госдуму подачкой, под соусом которой царь начал жестоко подавлять революционные и национально-освободительные движения. Тем не менее это были первые реальные шаги к формированию пусть несовершенных, но представительных органов власти.

Порядок выборов в I Государственную думу определялся законом о выборах, изданном в декабре 1905 г. и учреждавшем четыре избирательные курии: землевладельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. В выборах не принимали участия женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств. Выборы были многоступенчатыми: двухстепенными, когда депутатов избирали выборщики от избирателей, а для рабочих и крестьян — даже трех- и четырехстепенными. Один выборщик приходился в землевладельческой куриц на 2 тыс. избирателей, в городской — на 4 тыс., в крестьянской — на 30 тыс., к рабочей — на 90 тыс. По рабочей курии к выборам допускались только те рабочие, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. В результате избирательного права сразу лишались 2 млн мужчин-рабочих. Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 52: человек. На выборах в I Госдуму убедительную победу одержали кадеты (170 депутатов). Кроме них в ее состав вошли 100 представителей крестьянства (трудовиков), 15 социал-демократов (меньшевиков), 70 автономистов (представителем национальных окраин), 30 умеренных и правых и 100 беспартийных депутатов.

Большевики изначально решили бойкотировать выборы в этот представительный орган, однако их бойкот не увенчался успехом, после чего их тактика изменилась. В Думе они решили работать, пропагандируя свою политик) национального освобождения. Русские социал-демократы откровенно не были заинтересованы в конструктивной работе этого представительного органа. Подобная политика, нацеленная на подрыв фундаментальных основ российского самодержавия, Российской империи, не раз низводила работу Госдумы до политических разбирательств и возбуждала общественное мнение.

Само формирование Государственно!! думы — первого российского национального парламента — стало важным шагом в развитии российской демократии. Указ о Государственной думе и Государственном совете был подписан Российским императором 20 февраля 1906 г.

I Государственная дума просуществовала всего 72 дня, приняв за это время 391 запрос о незаконных действиях правительства. В реальности функции Думы были очень ограничены: только царь мог утверждать законы, только он обладал правом в любой момент распустить .Думу, что и сделал, обосновав свое решение с помощью обтекаемой формулировки «за уклонение в вопросы, не входящие в компетенцию Думы». С одной стороны, можно, конечно, упрекнуть организаторов выборов в неравноправии голосования на окраинах империи, их недостаточной демократичности, но, с другой стороны, жители этих территорий впервые принимали участие не в решении своих внутренних вопросов, а в делах империи. Они становились ее частью. Исполнительная власть рассчитывала на то, что представительная власть не сломает эту систему. Полуофициальная позиция царского правительства состояла в том, что «всякие перемены, всякий крутой переход из старого в новое и даже из беспорядка в образование опасны. Поэтому при введении нового учреждения необходимо распорядиться так, чтобы права, обычаи народов были приноровлены к нашему законоположению, а учреждение - приноровлено к ним» .

II Государственная дума работала в течение одной сессии — с 20 февраля по 2 июня 1907 г. - и была созвана согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 г. В ее состав вошли 518 депутатов: 104 трудовика, 98 кадетов, 65 социал-демократов, 37 эсеров, 22 монархиста, 32 октябриста, 76 автономистов, 17 представителей казаков, 16 народных социалистов, 50 беспартийных, один представитель партии демократических реформ. Председателем Думы был избран один из лидеров кадетов Ф.А. Головин.

По составу депутатов она оказалась значительно радикальнее своей предшественницы, хотя по замыслу царской администрации должна быть более лояльной. Большинство ее заседаний, как и ее предшественницы, было посвящено процедурным вопросам, что стало формой борьбы за расширение компетенции депутатов. Правительство, ответственное только перед царем, не желало считаться с Думой, а она, рассматривавшая себя в качестве народной избранницы, не хотела признать узкие рамки своих полномочий. Такое положение дел стало одной из причин роспуска II Государственной думы.

III Государственная дума работала с 1 ноября 1907 г. по 9 июня 1912 г., имела пять сессий и просуществовала пять лет — весь отведенный ей по закону срок. По новому избирательному закону от 3 июня 1907 г. (Третьеиюньский переворот) были значительно урезаны права ряда категорий населения: число представителей от крестьянства сокращалось в 2 раза, от рабочих — в 2,5 раза, от Польши и Кавказа - в 3 раза, а народы Сибири и Средней Азии, вообще, потеряли право представительства. Зато были значительно расширены избирательные права помещиков — по новому закону голос помещика приравнивался к голосам четырех крупных предпринимателей, 260 крестьян, 543 рабочих. Помещики и крупная буржуазия получили две трети общего числа выборщиков, рабочим и крестьянам было оставлено около четверти выборщиков. Рабочие и крестьянские выборщики были лишены права самим избирать депутатов из своей среды. Это право было передано губернскому избирательному собранию в целом, где в большинстве случаев преобладали помещики и буржуазия.

Значительная часть законопроектов касалась малозначительных вопросов и по-прежнему — выдвижения политических платформ. Важнейшими законами, принятыми III Государственной думой, были законы об аграрной реформе (от 14 июня 1910 г.), о введении земства в западных губерниях (1910 г.).

Выборы в IV Государственную думу состоялись в сентябре—октябре 1912 г. В Думе сохранилось правооктябристское и октябристско-кадетское большинство. Среди 442 депутатов было 120 националистов и умеренно-правых, 98 октябристов, 65 правых, 59 кадетов, 48 прогрессистов, три национальные группы (польско-литовско-белорусская группа, Польское коло, мусульманская группа) насчитывали 21 депутата, 14 социал-демократов (6 большевиков и 7 меньшевиков, один депутат, не являвшийся полноправным членом фракции, примкнул к меньшевикам), 10 трудовиков, 7 беспартийных. Председателем Думы стал октябрист М. Родзянко.

Большая часть деятельности Думы пришлась на Первую мировую войну. Поражения русских войск весной и летом 1915 г., кризис государственной власти вызвали рост оппозиционных настроений. В результате на 19 июля 1915 г., когда открылась четвертая сессия Думы, лишь крайние правые депутаты полностью поддерживали правительство. Большинство фракций Государственной думы и часть фракций Государственного совета выступили с критикой правительства, потребовали создания правительственного кабинета, пользующегося «доверием страны». Переговоры между думскими фракциями привели к подписанию 22 августа формального соглашения о создании Прогрессивного блока (236 депутатов). Вне блока остались правые и националисты. Указом 25 февраля 1917 г. заседания Государственной думы были прерваны. Больше Дума не собиралась, но формально продолжала существовать и оказывать влияние на развитие событий. 27 февраля (12 марта) в разгар Февральской революции 1917 г. был создан Временный комитет Государственной думы, который 2 (15) марта после переговоров с Исполнительным комитетом Петроградского совета сформировал Временное правительство В последующий период деятельность Государственной думы проходила под видом «частных совещаний» ее депутатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание Государственной думы царского периода стало первым в истории Российского государства опытом формирования полноценного парламента, хотя и с урезанными полномочиями. Оно было обусловлено как всем характером развития государства, так и необходимость корректировки его внутренней политики. Таким образом, российская демократия имела свои давние традиции, уходящие своими корнями в период становления Российского государства и объелинения вокруг него новых земель и территорий.

Огромным достоинством российского руководства и царской династии было то, что оно не стремилось уничтожил бытовавшие на этих территориях формы управления, местную иерархию, скорректировав ее по возможности в пользу большей управляемости и большей лояльности царскому двору.

Государственная дума России положила начало российскому парламентаризму, проложила путь к подлинному народовластию. В СССР была перечеркнута одна важная направленность российского парламентаризма -приостановлена многопартийность. Воссоздание Государственной думы в 1993 г. - это и дань традиции, и обеспечение преемственности в развитии государства на новой стадии его развития Но это уже другая история.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/fleMo-кратиявРоссии
URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ ДемократиявРоссии
URL: http://www.vrns.ru/sobornost/133/*. UQBKUdP5EI
URL: http://www.hrono.info/organ/ukaza-tel/sobornost.php
URL: http://www.vrns.ru/sobornost/133/*. UQBKiJdP5EI
URL: http://norse.ru/history/suomi/russ. html
URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/LIapcTBO Польское.
URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
URL: http://lib.znate.ru/docs/index-8051.html.
Власть. 2007. № 9. С. 8
Власть. 2007. № 9. С. 5
Государственная дума в России. 1906—1917. С. 54
Государственная дума в России. 1906-1917. СПб., 2006. С. 19
Государственная дума в России. 1906—1917. С. 25
Государственная дума в России. 1906-1917. С. 32
Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., 1990. С. 43
Карамзин Н.М. История Государства Российского. М., 1992. Т. IV. С. 55-56
Капелер А. Россия - многонациональная империя. Возникновение. История. Распад: пер. с нем. М., 1997. С. 17
Собирание народов России: сб. документов / сост. Е.А. Климчук и др. М., 1999. С. 24
Представительная власть в судьбе Ямала. Салехард; СПб., 2004. С. 14
Капелер А. Россия — многонациональная империя. Возникновение. История. Распад: пер. с нем. М., 1997. С. 58
Национальная политика в императорской России. Цивилизованные окраины. С. 70
Россия и Кавказ. История, религия, культура. СПб., 2003. С. 7
Собирание народов России. С. 31
Собирание народов России. С. 98—102
Среднеазиатские владения Российской империи
Собирание народов России: сб. документов / сост. Е.А. Климчук и др. М., 1999. С. 24
 

ВЕСТНИК РМАТ № 3(9) • 2O13

<< страница 1

 

141420, Московская область, г.о. Химки,
мкр. Сходня, ул. Горького, д. 7
,
Приемная комиссия: (495) 574-01-32,
info@rmat.ru

 РМАТ В Контакте РМАТ в Одноклассниках Официальный канал РМАТ в Youtube 
Рейтинг@Mail.ru 
Лицензия Министерства образования РФ №1935 от 15.02.2016 г.
Свидетельство о государственной аккредитации
Сведения об образовательной организации
Версия для слабовидящих

 

© 2008 Российская международная академия туризма.
© Разработка сайта и дизайн,
«ИнфоДизайн», 2008