На главнуюНапишите намПоискКарта сайтаEnglish
AAA

СТРАНИЧКА РЕКТОРА - Публикации 

Маршруты социального туризма
Опубликовано: 05.06.2011

Евгений Трофимов
доктор политических наук, член экспертного совета
Комиссии Совета Федерации по делам молодёжи и туризму,
член правления Международной организации социального туризма

В преддверии Олимпийских игр и Кубка мира по футболу туризм способен стать той отраслью, которая не только придаст новый импульс развитию государства, но и станет локомотивом его развития.Так считают авторитетные в мировом туризме люди.

Недавно в нашу страну приезжал генеральный секретарь Всемирной туристской организации (ВТО) Талеб Рифаи, с которым мы немало общались. В ходе встреч с представителями российского туристского сообщества ему был задан вопрос о перспективах туризма в нашей стране. Высокий гость пояснил, что туристские дестинации делятся на развитые и развивающиеся. В Европе в основном действуют развитые маршруты. Они ограничены их пропускной способностью. Так, на парижскую Эйфелеву башню в час не может подняться больше туристов, нежели это предусмотрено мерами технической безопасности. В России, считает Талеб Рифаи, помимо развитых маршрутов – Москвы, Питера, подавляющее большинство – развивающиеся. Следовательно, у России в сфере туризма могут быть просто огромные, даже колоссальные перспективы. Если дестинации в регионах будут разработаны и освоены, страна способна принимать до 50 миллионов гостей ежегодно, что принесёт ей огромные средства и создаст дополнительно до 10 миллионов рабочих мест. Заметьте – не в Москве, а по всей стране.

Россия уникальна по своему национальному составу, многоэтничности, все наши народы имеют свои национальные особенности, памятники культуры, значительное их число включено во всемирное наследие

ЮНЕСКО. Россия занимает 5-е место среди 133 стран – членов ВТО по наличию природных туристических ресурсов мирового значения, по культурным – 9-е. Мы очень многое можем показать миру.
России даётся уникальный шанс придать импульс своему развитию и развитию регионов. Сейчас в нашу страну приезжает в лучшем случае до 2,5 миллиона иностранных туристов в год. Напомню, что приезд 4–5 туристов в год создаёт в стране одно рабочее место. Понятно, что для многих российских регионов, располагающих огромным историческим наследием, но сравнительно невысоким производственным потенциалом, туризм будет и средством выживания, и обеспечения достатком.

Ясно, что туризм – не абстрактная субстанция, рождающаяся сама по себе. Она включает важные компоненты: подготовленные и развитые дестинации, уют, гостеприимство, воспитание населения в духе этого гостеприимства и, наконец, разумное соотношение цены и качества услуг – непременное условие здоровой конкуренции. В контексте подготовки и развития дестинаций начну с системы подготовки кадров.

Сегодня в стране туристские кадры выпускают более 300 вузов. Много среди них государственных, которые готовят их на бюджетные деньги для частного сектора. При этом на начало 2011 года в Единый федеральный реестр туроператоров было внесено 4465 компаний, которые осуществляют туроператорскую деятельность на территории России, но не заказывают подготовку кадров для себя. Такой подход зачастую ведёт к подготовке не нужных никому кадров. Заказов для подготовки специалистов не то что со стороны частных инвесторов, но и государственных структур практически нет. Современные концепции по развитию туризма в стране обходят стороной кадровую политику, её структурную составляющую. Невозможно спланировать, какие специалисты потребуются, и образовательные учреждения действуют буквально методом проб и ошибок. Но ведь кто-то должен определять стратегию в подготовке нужных для страны туристских кадров! Российская международная академия туризма восстановила Центральные туристские курсы подготовки и повышения квалификации кадров массовых профессий, которые 20 лет назад были в ведении профсоюзов. Туризму нужны квалифицированные экскурсоводы, гиды-переводчики, инструкторы, аниматоры и т.д. Они будут развивать в первую очередь внутренний туризм. Россия должна научиться бороться за собственного туриста, ежечасно доказывая, что ему у нас будет лучше. Теперь о доступности и массовости туризма вообще и внутреннего в частности.

Глубоко убеждён и не поверю тем, кто считает иначе: не поедут к нам иностранцы осваивать новые дестинации, если мы сами их предварительно не разовьём и не освоим. По нашему Золотому кольцу ездит гораздо больше российских туристов, нежели иностранных, и прежде чем последние туда стали ездить – наши люди проторили тропы. Так же не будет никогда у нас массового наплыва иностранцев, если до него не будет такого же массового наплыва российских туристов. Следовательно, прежде всего наш внутренний туризм должен стать доступным и массовым.

Общаясь с представителями ВТО, я обратил внимание на то, что в Европе, являющейся самым, наверное, благополучным с экономической точки зрения регионом, а с точки зрения нашей отрасли – своего рода туристической Меккой, примерно 40 процентов граждан не имеют возможности провести свой отпуск вне дома главным образом по причине финансовых затруднений. Но хорошо, там есть более и менее богатые страны. А как у нас? К сожалению, намного хуже. Взять хотя бы такой всенародный праздничный марафон, как рождественские каникулы. Согласно опросам ВЦИОМ, около половины наших граждан традиционно пойдут в гости, почти 30 процентов из числа опрошенных погуляют на природе – на лыжах, коньках, в лесу или парке, 15 процентов планируют посетить новогодние ёлки, посещать с детьми кино, другие – ходить на дискотеки, в рестораны, съездить на дачу. И лишь два процента россиян собираются провести каникулы в пансионатах России или выехать за рубеж.

Понятно, что в основе массовости туризма лежит экономический критерий. Если у человека зар плата 15 тысяч рублей, а путёвка в пансионат на 2 недели стоит 30, то он с высокой вероятностью не поедет. Если зарплата 30, а путёвка 15, то скорее всего поедет. Здесь лежит достаточно тонкая грань, отделяющая возможное от невозможного.

Я не готов тешить себя иллюзиями, что вот построим много баз отдыха, и конкуренция собьёт цены. Есть ещё и фактор стоимости перевозок, и ряд других. Но ситуация не напоминает замкнутое кольцо. Выход может быть найден через систему социального туризма, практику отпускных чеков, кстати, получившую достаточное распространение среди развитых в туристическом отношении стран. Так, в 2008 году на свет появился проект программы «Калипсо», принятый Европарламентом в поддержку социального туризма в Европе, где ещё многие граждане не имеют доступа к туризму и поездкам. Новый подход позволит исправить существующее положение и обеспечить общедоступность отдыха. Программа нацелена на четыре категории населения: пожилых людей и пенсионеров, молодёжь в возрасте от 18 до 30 лет, семьи со скромным достатком и инвалидов.

Заслуживает внимания и система отпускных чеков во Франции. 15 лет назад группа депутатов Государственной Думы предприняла попытку внедрить её в России, но не довела начатое дело до конца.

Интересной по значимости считается программа отдыха для пожилых людей в Испании. Её целевая группа – это люди в возрасте свыше 65 лет. Проект имеет социальную природу и преследует одновременно две цели – заботу о старшем поколении и поддержание уровня занятости населения в туристских отраслях во время мёртвого сезона. В европейских странах существует также целый ряд различных по масштабности проектов социального туризма.

Понятно, что всё это не перенесёшь в Россию, да в этом и нет необходимости. Следует взять то, что приемлемо для нас, и разработать федеральную программу развития социального туризма.
Туризм по крайней мере имеет ещё две важнейшие составляющие. Первая – социальная. Речь идёт о восстановлении работоспособности и укреплении здоровья людей, оздоровлении нации в целом. Чтобы люди создавали полноценный общественный и потребительский продукт, они должны полноценно отдыхать. Туризм сужает границы общественного зла в лице безделья, алкоголизма и наркомании. Он развивает народные промыслы и тем самым поднимает культуру. Второе измерение – экономическое. Через развитие туризма и его инфраструктуры в нашу страну приедут не только иностранные туристы. За ними следом последуют иностранные инвестиции. Германия, когда увидела рост туризма в Турции, стала вкладывать в экономику этой страны миллиарды марок. ЮНЕСКО считает туризм одним из важных факторов, способствующих сближению народов путём ведения диалога между культурами.

Добавлю, не только между народами разных государств, но и между народами, проживающими в России.

Парламентская газета №27, 3-9 июня 2011
 

141420, Московская область, г.о. Химки,
мкр. Сходня, ул. Горького, д. 7
,
Приемная комиссия: (495) 574-01-32,
info@rmat.ru

 РМАТ В Контакте РМАТ в Одноклассниках Официальный канал РМАТ в Youtube 
Рейтинг@Mail.ru 
Лицензия Министерства образования РФ №1935 от 15.02.2016 г.
Свидетельство о государственной аккредитации
Сведения об образовательной организации
Версия для слабовидящих

 

© 2008 Российская международная академия туризма.
© Разработка сайта и дизайн,
«ИнфоДизайн», 2008