На главнуюНапишите намПоискКарта сайтаEnglish
AAA

СТРАНИЧКА РЕКТОРА - Публикации 

Лекция ректора РМАТ Трофимова Е.Н. в новом учебнике "Основы туризма"
Опубликовано: 27.01.2015

В новом учебнике "Основы туризма", под редакцией Е.Л. Писаревского, вышла в свет лекция ректора РМАТ Трофимова Е.Н. " Социальный туризм как фактор устойчивого развития туристских дестинаций".


Социальный туризм как фактор устойчивого развития туристских дестинаций

Как было показано в параграфе 1.3, туризм является важной социальной силой в мире. Необходимо помнить, что в Манильской декларации (1980) есть свое видение туризма, где духовные элементы имеют приоритет над техническими и материальными. Духовные элементы, главным образом, сводятся к следующему:
■ полное выполнение человеческого предназначения;
■ постоянно возрастающий вклад в образование;
■ равенство судьбы народов;
■ воспитание человека в духе уважения своей личности и достоинства;
■ признание уникальности культур и уважения морального наследия народов.

Отсюда следует, что туризм приобрел культурный и нравственный аспект, который важно учитывать при развитии всех видов туризма. Особая роль здесь принадлежит социальному туризму и не только благодаря общему пониманию того, что высоких результатов по въездному туризму, равно как и значительного роста внутреннего туризма нельзя добиться без всестороннего развития социального туризма.

Социальный туризм — это новое и одновременно старое явление для России. Что мы на данном этапе понимаем под термином «социальный туризм»?
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
1 содержит следующее определение социального туризма: «туризм социальный — туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей», и относит его к основным приоритетам — «приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма», но ничего не говорит о механизме реализации этих приоритетов.

Международная организация социального туризма (OITS)2 в своем Уставе определяет социальный туризм как «влияния и явления, которые являются результатом участия в туризме групп с особо низкими доходами»3 . Участие групп с низкими доходами в данном случае относится как к стороне предложения, так и к стороне спроса на туризм. При этом акцент делается на моральные позиции социального туризма как «туризма с дополнительной моральной ценностью». В настоящее время ОИТС выступила с обращением к Европарламенту рассмотреть и поддержать следующие предложения.

■ Признать за туризмом место, которое он занимает в социальной и экономической жизни как в национальном, так и местном масштабе.
■ Проводить внутри сектора туризма такую политику, которая обеспечивает гражданам действительный доступ к отдыху и приводит в движение главный динамический элемент — внутренний туризм.
■ Следуя крупномасштабным примерам положительной практики, таким как программы отдыха для пенсионеров, первоначально разработанные и внедренные в Испании и Португалии, или отпускные чеки, созданные во Франции более 30 лет тому назад, поддерживать или создавать механизмы помощи на цели использования отпусков для лиц, финансовое или физическое состояние которых ограничивает их доступ к проведению отпусков вне места проживания.
■ Приветствовать создание Европейского фонда в поддержку отпусков в дополнение к существующим национальным или региональным механизмам.
■ Поддерживать инициативы и транснациональные операции внутри Евросоюза, чтобы бороться против сезонности в туризме.
■ Поддерживать операторов социального туризма, действующих в контексте социальной и солидарной экономики, а также всех тех, кто работает на благо большинства сограждан и за контролируемое устойчивое развитие.
■ Действовать ради облегчения мобильности людей с физическими ограничениями.
■ Следить за тем, чтобы сезонные работники в туризме имели достойный статус.
■ Вовлекать Европейский союз и его страны-члены в совместную поддержу программ туризма с социальным или солидарным характером, вписывающихся в процессы сотрудничества с партнерами Юга.

Эти вопросы важны и для России. Сейчас в России 12,8 млн инвалидов, а более 59 млн человек, т.е. почти половина населения,— молодежь и пожилые люди. Они относятся к социально незащищенным категориям граждан, и их возможности путешествовать, если не сведены к нулю, то, по крайней мере, крайне ограничены.

Можно себе представить, какие сдвиги произойдут в российском туризме, если значительную часть этих людей вовлечь в поездки, активный отдых — т.е. привести их в движение. Это будет не менее 10 млн человек.

Сегодня Россия находится во второй сотне государств мира по средней продолжительности жизни. Среднестатистический российский мужчина живет чуть более 60 лет, у женщин этот показатель повыше. Увеличение продолжительности жизни должно стать одной из важнейших государственных задач. Нужна государственная программа, которая должна носить комплексный многокомпонентный характер, содержать в себе меры по поддержке экономики, здравоохранения, занятости, качеству питания, улучшению среды обитания людей. И важнейшее место в ней должно быть отведено отдыху людей и, прежде всего, туризму как активному виду отдыха, поскольку хорошо проведенный отпуск способствует стимулированию творческой и трудовой активности людей, укрепляет здоровье.

В то же время ситуация с отдыхом в стране примерно соответствует положению с продолжительностью жизни. Доля людей, которые регулярно, вне зависимости от ценовых условий, выезжают за границу или ездят в недешевые отечественные здравницы, невелика (порядка 15% населения России). Основная масса людей, в лучшем случае, выезжает для отдыха на дачи. Их финансовые возможности играют в этом процессе далеко не последнюю роль.

Между тем социальный туризм, особенно применительно к людям с ограниченными возможностями, инвалидам, молодежи и пожилым людям, находит широкое применение в западных странах. Их проекты интересны, в первую очередь, механизмами работы, степенью кооперации и вовлечения клиентов и партнеров, формами государственно-частного партнерства.

В современной России социальный туризм имеет свои исторические традиции. В Советском Союзе действовала хорошо отлаженная система государственной поддержки отдыха работающего населения. Это было явление, во многом похожее на нынешний социальный туризм, хотя сам по себе этот термин не употреблялся. В советские времена каждый гражданин имел право на отдых и мог его реализовать. Это главным образом осуществлялось через сеть профсоюзов и молодежные организации. Государство предоставляло возможность большинству трудящихся и пенсионеров, по крайней мере один раз в году, поехать отдохнуть на курорт, в санаторий или пансионат на льготных условиях. Почти половина работающих людей путешествовала тогда и отдыхала по льготным туристским путевкам, или выданным бесплатно за счет профсоюзов, средств государственного социального страхования или фондов предприятий.

Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС (Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов) в то время имел годовой оборот средств до 5 млрд долларов США в нынешнем эквиваленте цен и ежегодно предоставлял услуги более чем 50 млн человек. Это была крупнейшая в мировом туризме структура, ориентированная на социальный туризм, но функционирующая на принципах полного самообеспечения и саморазвития.

Конституция Российской Федерации гарантирует право граждан на отдых (ст. 37, п. 5) и поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья человека (ст. 41, п. 2). Однако в настоящее время ситуация в России в корне отличается от советской по причине внедрения рыночных отношений, в условиях которых не существует налаженной на государственном уровне целостной системы развития социального туризма. Он присутствует, но развивается отдельными островками.

Прежде всего, это корпоративная социальная поддержка, когда предприятия или работодатели, исходя из своих правил, предоставляют своим работникам скидки на отдых в собственных здравницах или у тех туроператоров, с которыми имеются соответствующие соглашения. Второе — это реализация региональных социальных программ по поддержке нуждающегося в полноценном отдыхе местного населения.

В стране за последнее время все больше обращаются к опыту, накопленному в государствах Европы. В этой связи правительство России в высокой степени заинтересовано в сотрудничестве с Всемирной туристской организацией ООН (ЮНВТО) и Международной организацией социального туризма (ОИТС), участии в их работе. Недавно Ростуризмом разработана концепция внедрения системы стимулирования внутреннего туризма с использованием чеков «Отдых». Отпускной чек представляет собой платежно-расчетное средство, вводимое в обращение для оказания адресной помощи туристам и облегчения доступности отдыха всем слоям населения. Такие чеки успешно используются во Франции, Швейцарии, Италии и ряде других европейских стран.

Рассмотрим опыт системы «отпускных чеков», накопленный во Франции. Система «отпускных чеков» представляет собой общенациональный механизм, созданный в 1982 году и управляемый Национальным агентством отпускных чеков (ANCV) — государственным органом про-мышленно-коммерческого типа, созданным для эмиссии и управления системой «отпускных чеков». В настоящее время эта система стала главным инструментом социальной политики туризма с миссией содействовать общедоступности реализации отпусков и досуга.

Главная целевая группа системы «отпускных чеков» — это работники предприятий и их социальные партнеры, государственные служащие. Пользоваться ими может каждый вне зависимости от дохода. В 2008 году 19 795 профсоюзных комитетов предприятий и отделений органов государственного социального обеспечения были партнерами ANCV.

Социальные партнеры, заключившие соглашения с ANCV, приобретают отпускные чеки, которые действительны в течение 2 лет и принимаются в качестве платежного средства для оплаты:
■ проживания всех видов, включая объекты главных национальных гостиничных цепей (Ас.сог, Средиземноморский клуб и т.д.) — 45,7%;
■ питания всех видов — 26%;
■ путешествий и транспорта: услуг туристских агентств, предприятий воздушного и железнодорожного транспорта — 4%;
■ культурных мероприятий: памятники, музеи, театр, кино, концерты - 4,3%;
■ занятий в свободное от работы время: парки развлечений, спорт — 18,3%;
■ других услуг - 1,7%.

Средний объем «отпускных чеков» на семью в денежном выражении составляет 400 евро. Средняя продолжительность отдыха для держателей «отпускных чеков» составляет 13 дней. В 2008 году в стране насчитывалось 3,06 млн держателей отпускных чеков при эмиссии в объеме 1,2 млрд евро.

В отношении традиционных «отпускных чеков» механизм финансирования заключается в следующем:
■ служащие накапливают средства для отпусков в течение 12 месяцев (53% стоимости «отпускных чеков»);
■ финансирование профсоюзами (26%);
■ дарение (для фирм стоимость «отпускных чеков» при определенных условиях не облагается налогом).

Для фирм с количеством работающих менее 50 человек стоимость «отпускных чеков» освобождается от налогообложения на доход и социальные выплаты в пределах 400 евро на служащего в год и не облагается налогом на доход для физических лиц.

Для фирм с количеством работающих свыше 50 человек:
■ вклад работодателей и профсоюза рассматривается как дополнение к зарплате, когда «отпускные чеки» приобретаются работодателями;
■ когда «отпускные чеки» приобретаются комитетами предприятий (без участия работодателя), их вклад полностью освобожден от социальных сборов.

Социальные мероприятия ANCV распространяются на людей, испытывающих финансовые трудности и отобранных сетью благотворительных ассоциаций. Эта система поддержки адресована людям с низким доходом или находящимся в сложной социальной или медицинской ситуации.

Целевыми группами являются:
■ дети — воспитанники интернатов;
■ семьи, находящиеся в затруднительном материальном положении;
■ молодые люди в возрасте от 18до25летивзрослыелицабезсемьи;
■ инвалиды или лица, страдающие от тяжелого заболевания (с сопровождающими в некоторых случаях);
■ пожилые люди.

пециальный веб-сайт содержит 160 тыс. объектов, в которых принимаются отпускные чеки. Раздел «Скидки» содержит «горящие» предложения от туристских объектов, расположенных в самых привлекательных местах Франции.

Воздействие системы «отпускных чеков» распространяется на всю категорию «трудовое население». «Отпускные чеки» способствуют развитию туристской деятельности во Франции: совокупные расходы держателя чеков в 4 раза превосходят их стоимость. «Отпускные чеки» главным образом используются на французской территории, но могли бы использоваться и за границей.

Среди поставщиков услуг — крупнейшие фирмы и предприятия Франции. Ориентировочная стоимость недельного отдыха (источник: путеводитель для пользователей программы BSV):
■ от 70 до 130 евро — на аренду помещения;
■ от 80 до 130 евро — на одного взрослого при полу- или полном пансионе;
■ до 80 евро на ребенка на условиях полу- или полного пансиона. Для создания аналогичной системы в России важно подчеркнуть
несколько моментов.

Первый: в отличие от советского периода у многих россиян есть желание, чтобы социальный туризм стал трансграничным, не замыкался только на внутрироссийском рынке туруслуг, чтобы по социальной линии россий-ские граждане ездили за рубеж, а к нам приезжали иностранцы среднего достатка, включая лиц с ограниченными возможностями, что предусматривает развитие более тесных международных связей.

Второй: для создания системы социального туризма нужна соответствующая федеральная целевая программа, учитывающая отечественный и накопленный в мире опыт и ориентированная на поддержку лиц с ограниченными возможностями.

Третий: создание системы социального туризма потребует не только усилий исполнительной власти, но и законодательной, поскольку в законе необходимо четко прописать права и обязанности работодателей, их выгоды в случае социальной поддержки малоимущих граждан и людей со скромным уровнем доходов.

Россия имеет все возможности для развития социального туризма. Наша экономика сейчас находится в более благоприятных условиях, чем большинства стран Европы, что несколько повышает уровень доходов населения и дает предприятиям и учреждениям возможность в большей степени оказывать социальную поддержку нуждающимся в ней работникам. Увеличиваются социальные выплаты малоимущим гражданам и их социальная поддержка, и теперь возникает вопрос, как побудить их еще больше тратить средств на отдых и лечение. Именно от этого зависит продолжительность активной трудовой деятельности граждан.

Рассмотрим некоторые примеры. В крупнейшем мегаполисе Европы — Москве, где проживает более 12 млн человек, практически более половины бюджета города идет на реализацию социальных программ и поддержку незащищенных слоев населения. Российские регионы сами выстраивают свою работу в деле поддержки социального туризма. Здесь есть свои лидеры. Например, в сфере социального туризма Ставропольского края задействовано 220 организаций и баз отдыха. В одной из самых крупных республик — Башкортостане — введена система скидок на отдых пенсионеров, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, причем скидки эти достигают 70 процентов стоимости путевок. В Ростовской области организуются поездки для социально незащищенных категорий граждан за счет бюджетных средств. Такой опыт имеется в Санкт-Петербурге, Астраханской области.

Однако внедрение социальной поддержки отдыха граждан в России должно стать системной практикой. Расчеты показывают, что развитие социального туризма в России именно как системы позволит довести вклад туризма в ВВП до 10 процентов, что будет способствовать общему оздоровлению российской нации и устойчивому развитию регионов как туристских дестинаций.

Для России особенно важно, что туризм помимо экономической составляющей для российских регионов способствует сохранению и развитию их культурного потенциала, исторического наследия, гармонизиру-ет отношения между многочисленными народами, населяющими страну, между россиянами и народами других государств. Таким образом, туризм должен являться правом, доступным для всех.

Социальный туризм в Европе

По мнению авторов книги «Социальный туризм в Европе»4 первые годы после Второй мировой войны были расцветом социального туризма в Европе. Традиционный социальный туризм развивался в центрах отдыха в Европе и на кемпингах в Великобритании. Центры отдыха (Франция, Бельгия, Италия) были новым и доступным продуктом и способствовали демократизации отдыха. Они предлагали полный пансион, все развлечения и различные культурные мероприятия. Большинство центров отдыха управлялись благотворительными организациями или профсоюзами. Кемпинги в Британии в основном управлялись на коммерческой основе, они имели гибкую систему цен, в зависимости от состава семьи и бюджета.

В эти годы начал свою деятельность целый ряд международных организаций, их открытие сопровождалось появлением различных деклараций, организацией конференций по социальному туризму. Нужна была постоянная площадка, где острые углы социального туризма могли бы обсуждаться на международном уровне. Все это способствовав созданию Международного бюро социального туризма. По мере роста значимости массового туризма все большее внимание стало уделяться его негативному влиянию на местные экосистемы и культуру, и стало очевидным стремление к устойчивым формам туризма. Организации социального туризма признали, какую пользу индустрия туризма может принести, и выразили желание передать эти выгоды для сообществ, которые могут выиграть экономически от туризма.

Венская хартия (1972 г.) заявила о том, что социальный туризм является «фундаментальным социальным фактом нашего времени» и что социальная политика не может существовать без элементов социального туризма — возложив, таким образом, ответственность за социальный туризм на общественный сектор. Затем последовал период глубоких социальных перемен, в Европе возросла важность либеральных идеологий, появился акцент на свободную конкуренцию и сокращение роли государств.

Экономический спад 1980-х годов привел к значительным сокращениям общественных и бюджетных инвестиций. В Монреальской декларации (1996 г.) просматривается гуманистическое и социальное видение туризма, уделяется большое внимание устойчивым и ответственным стратегиям управления. Декларация более не делает акцента на государственный сектор, что позволяет ассоциациям, общественным предприятиям и даже частным компаниям позиционировать себя в качестве поставщиков услуг социального туризма.

Проект «Калипсо» и создание Интернет-платформы «eCalypso»

По инициативе Европейского парламента в 2008 году Бюджетный комитет Евросоюза высказался в пользу финансирования предварительного проекта «Социальный туризм в Европе». В декабре того же года Европейский парламент одобрил выделение на эти цели ежегодно в течение трех лет одного миллиона евро вплоть до 2011 года. Это решение было продиктовано следующими причинами:
■ наличием серьезных социальных изменений и экономических проблем в странах Европейского сообщества;
■ появлением новых семейных структур, домашних очагов в составе одного человека, увеличение продолжительности жизни, финансовые трудности и ограничения, проблемы занятости, дополнительное свободное время и старение населения в целом, что существенно воздействует на периферию туризма;
■ стремлением обеспечить всеобщий доступ к отпускам в масштабе всего Евросоюза как признание отличительных свойств Европейского сообщества.

Исходя из этих соображений, Европейский союз приступил к разработке предварительного проекта развития социального туризма, получившего название «Калипсо», как инструмента для достижения следующих целей:
■ повышение занятости;
■ расширение сезонности;
■ воспитание европейской гражданственности;
■ подъем экономики на региональном и местном уровнях.

В основе проекта, нацеленного на 4 категории населения — пожилых людей, молодежи в возрасте от 18 до 30 лет, семей с ограниченным уровнем доходов и инвалидов,— лежали следующие положения:
■ социальный туризм как одна из форм туризма позволяет наибольшему числу людей воспользоваться отпуском;
■ поскольку многие услуги социального туризма предоставляются в сельской местности или в горных районах, туристские обмены социального характера могут способствовать борьбе с сезонностью, усилению понимания европейского гражданства и региональному и местному экономическому развитию.

В проекте участвовали: Австрия, Бельгия, Болгария, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Франция, Хорватия. Венгрия и Чешская Республика также выразили интерес в присоединении к данному проекту. Европейская комиссия намерена привлекать и другие страны к вступлению в программу.

По результатам исследований Европейская комиссия объявила конкурс на тему: «Продвижение социального туризма в Европе через интернет-платформу спроса и предложения».

Победителем конкурса стала Международная организация социального туризма (лидер проекта) с партнерами из числа ее членов.
1. Клуб «Joie et Vacances» asbl (Флореаль клуб), Бельгия.
2. Европейская сеть доступного туризма (ENAT), Бельгия.
3. Национальный союз туристских ассоциаций (UNAT), Франция.
4. Национальная лига кооперативов (LEGACOOP), Италия.
5. Консорциум «Siena Hotels Promotion», Италия.
6. Государственная компания по управлению туристскими технологическими инновациями (SEGITTUR), Испания.

Целью проекта является создание и развитие виртуальной платформы «eCalypso» как механизма, предназначенного для облегчения доступа к международному туризму, особенно во время мертвого сезона, для различных целевых групп, перечисленных в программе проекта «Калипсо». Он также нацелен на повышение конкурентоспособности средних и мелких предприятий в туризме, расширение деловых возможностей агентов, действующих от имени своих клиентов.

Для производителей услуг (средства размещения) платформа обеспечит значительное продвижение их предложения на европейском уровне, делая его доступным для коллег из других секторов индустрии в Европе, улучшение их загрузки в несезон благодаря взаимодействию и обменам с аналогичными учреждениями. Для посредников (операторы турин-дустрии или некоммерческие организации) платформа облегчит доступ к информации о существующих предложениях на европейском уровне относительно их целевых групп.

Через платформу «eCalypso» поставщик туристских услуг может достичь соглашения с гостиницами, ресторанами и другими предприятиями туризма, чтобы создать комплексное пакетное предложение. Этот пакет может быть помещен на платформу «eCalypso» и там же приобретен (сделка заключается непосредственно между поставщиком туробслуживания и покупателем; платформа «eCalypso» служит посредником, упрощающим контакты этих двух сторон).

В октябре 2013 года в г. Бланкенберг (Бельгия) состоялось Общее собрание членов Международной организации социального туризма (ОИТС), на котором было подчеркнуто, что переход проекта «eCalypso» в эксплуатационную фазу и передача юрисдикции в руки Международной организации социального туризма не означает завершения работы по развитию социального туризма в Европе. Уже объявлен следующий конкурс под названием «Содействие межнациональным обменам туризма в межсезонье в Европе и мобильности пенсионеров».

Для России такой проект может быть трансрегиональным и стать трансконтинентальным. В нашей стране, по крайней мере, не менее двух десятков регионов, имеющих наиболее весомый туристский и рекреационный потенциал с культурно-познавательным, этнографическим, оздоровительным туризмом, возможностями для активного отдыха. Кроме сложившихся традиционных туристских центров (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Республика Карелия и другие регионы, входящие в Центральный, Северо-Западный федеральные округа) сюда можно отнести все регионы с особыми экономическими зонами туристско-рекреационного типа: Алтайский край («Бирюзовая Катунь»); Республика Алтай («Алтайская долина»); Иркутская область («Ворота Байкала»); Республика Бурятия («Байкальская гавань»); Ставропольский край («Гранд Спа Юца»); Приморский край («Остров Русский»); Калининградская область («Куршская коса»); Липецкая область («Елец»); Краснодарский край («Новая Анапа»), а также регионы Северо-Кавказского, Южного федерального округа, Республика Башкортостан, Республика Татарстан и многие другие. Все эти регионы на начальном этапе могли бы стать участниками Российского консорциума по развитию социального туризма.

Подобного рода проект мог бы быть разработан и внедрен при условии достижения согласия в его продвижении несколькими регионами России, их властями, частными структурами и пользователями продукта из числа предприятий и организаций. Проект мог бы начаться с создания общего информационного поля по спросу и предложениям, а его конфигурация может определиться в ходе взаимодействия. Для запуска проекта необходимы интерес соответствующих федеральных органов и создание экспертной группы по подготовке соответствующей платформы.

Направления важнейших программ и исследований социального туризма в странах Европейского союза5

Сегодня интересный опыт реализации программ социального туризма накоплен по семейному туризму в Австрии, Португалии, Греции, Чешской Республике, Словакии, Венгрии, Великобритании, по туризму для старшего поколения в Испании, Франции, Болгарии, по молодежному туризму во Франции, по туризму для инвалидов в Чешской Республике, Болгарии, по «многоцелевым» формам социального туризма — чекам на отдых и отпускным ваучерам в Венгрии, Румынии, Швейцарии, Мальте.

Как уже отмечалось выше, социальный туризм в Европе ориентирован на четыре основные целевые группы граждан: пенсионеры, молодые люди, семьи и инвалиды. Исследования показывают, что эти целевые группы более или менее постоянны во всех европейских странах (некоторые нацелены строго на конкретную группу граждан, другие специализируются на проблемных категориях, но исключительно на одной из упомянутых целевых групп). Эти целевые группы составляют сторону спроса, общим признаком которой является лишение возможности путешествовать, при этом существуют различия между странами лишь в отношении к данным группам. Например, в Великобритании требуется предоставление документов, подтверждающих, что семья действительно испытывает недостаток финансовых средств, чтобы заплатить за отпуск самостоятельно. А во Франции нет никаких определенных демографических или финансовых критериев. Сторона предложения в социальном туризме, включающая транспорт, размещение и услуги туристской дестинации, напротив, чрезвычайно разнообразна с точки зрения структуры и организации. В некоторых странах услуги социального туризма оказывает коммерческий (частный) сектор, например, в Великобритании и Бельгии. В других странах, например, в Германии есть специальные центры социального туризма для отдыха семей. Во Франции сектор социального туризма конкурирует с сектором коммерческого туризма.

Третий аспект — это наличие финансовых структур для поддержки социального туризма. В зависимости от интерпретации социального туризма в данной стране финансовые структуры и механизмы могут быть адресованы определенным целевым группам и состоять из:
■ прямого государственного финансирования на различных политических уровнях (местном, региональном, национальном и межнациональном) с учетом степени интеграции туризма в политику государственного благосостояния;
■ косвенного финансирования через страхование здоровья и благотворительность;
■ профсоюзов или организаций социального туризма;
■ самофинансируемых благотворительных учреждений и религиозных организаций.

Финансирование может быть направлено на поддержание определенного человека (сторона спроса) или на предоставление условий или других аспектов стороны предложения (например, размещение).

Социальный туризм и социальная экономика

Важными участниками сектора социального туризма в Европе являются некоммерческие и социальные организации, волонтерский сектор, общественные ассоциации, экономические сообщества, социальные кооперативы, социальная и солидарная экономика, то есть производственные структуры, не являющиеся ни государственными, ни частными компаниями, но ориентированными на индивидуальные и социальные цели, а не на получение прибыли. Во Франции, Бельгии, Португалии и Испании для организаций такого типа часто используется термин «социальная и солидарная экономика», поскольку они, как правило, характеризуются пятью принципами: бесплатное членство, ограниченная рентабельность, демократическое и активное управление, коллективная или социальная цель и финансирование общественными и частными фондами. Например, устав Национального союза туристских ассоциаций (UNAT) во Франции предусматривает следующие задачи:
■ гарантировать доступ к туризму и отдыху большого количества людей из разных социальных слоев;
■ подчеркивать гуманистические и коллективистские ценности туризма для общества и роль туризма в росте личного благополучия и социального единства;
■ добиваться экономической выгоды через поддержку социальных организаций, молодежных и семейных ассоциаций, работающих в социальной и солидарной экономике;
■ поддерживать устойчивое развитие туристской дестинации с уважени -ем экологических и социально-культурных особенностей дестинации.

Выводы

России нужна своя программа по развитию социального туризма. У нас имеется накопленный опыт в вопросах поддержки прав социально незащищенных слоев населения. Богатое природное и культурно-историческое наследие страны составляет основу для устойчивого развития въездного и внутреннего туризма вообще и для социального туризма тем более.

Необходимо изучать и применять европейский опыт развития социального туризма (отпускные чеки во Франции и платформа «eCalipso» Международной организации социального туризма (ОИТС), так как Европа — самая близкая для нас заграница. Мы станем намного ближе к ней культурно и социально, если совместно будем развивать социальные проекты в туризме.

Активное внедрение социального туризма в России будет содействовать повышению качества жизни и оздоровлению российской нации, способствовать устойчивому социально-экономическому развитию регионов и страны в целом.


1. В ред. Федерального закона от 05.02.2007 № 12-ФЗ.
2. См. п. 5.4 данного учебника.
3. http://www.bits-int.org
4. Social Tourism in Europe: Theory and Practice/Edited by Scott Me Cabe, Lynn Minnaert and Anya Diekmann. Great Britain: Short Run Press Ltd., 2012.
5. По материалам отдела туризма XXIII Генеральной дирекции промышленности и предпринимательства Европейской комиссии.

141420, Московская область, г.о. Химки,
мкр. Сходня, ул. Горького, д. 7
,
Приемная комиссия: (495) 574-01-32,
info@rmat.ru

 РМАТ В Контакте РМАТ в Одноклассниках Официальный канал РМАТ в Youtube 
Рейтинг@Mail.ru 
Лицензия Министерства образования РФ №1935 от 15.02.2016 г.
Свидетельство о государственной аккредитации
Сведения об образовательной организации
Версия для слабовидящих

 

© 2008 Российская международная академия туризма.
© Разработка сайта и дизайн,
«ИнфоДизайн», 2008